Среднее царство

В 2050 г. до н.э. Ментухотеп I вновь объединил Египет и восстановил единую власть фараонов под эгидой Фив. Началась эпоха Среднего царства, в культурном отношении продолжившая тенденции, определившиеся уже в Древнем царстве.

Однако столетия, отделяющие блестящую эпоху Среднего царства от времени заката Древнего царства, много значили в духовной жизни египтян. Распад стра­ны, войны, упадок центра и божественной власти фараона, нарушение установлен­ной шкалы ценностей - все это создало почву для развития индивидуализма. До нас


дошло поучение Аменемхета I, написанное им в загробном мире, своему сыну Се-нусерту I: «Берегись подданных... не приближайся к ним и не оставайся один.

Не доверяй брату, не знай друга, да не будет у тебя доверенного, ибо это бес­смысленно. Когда ты спишь, то охраняй сам свое сердце, ибо в день несчастья не имеет человек поддержки».

Индивидуализм египтян проявился прежде всего в том, что каждый стал забо­титься о собственном бессмертии. Теперь уже не только фараон, спавший вечным сном в своей пирамиде, не только вельможная знать, погребенная в мастаба, но и простые смертные стали претендовать на привилегии в потустороннем мире. Так возникла идея равенства после смерти, что сразу же отразилось на технической сто­роне культа умерших. Он очень упростился. Стали излишней роскошью гробницы типа мастаба. Для обеспечения вечной жизни было уже достаточно одной стелы -каменной плиты, на которой были написаны магические тексты и все, что требова­лось умершему в потустороннем мире, вплоть до указания количества зерна и пива, причитающегося на день. Больше не было необходимости в периодическом чтении заупокойных магических текстов кем-то из живых: текст сам по себе гарантировал умершему и загробную жизнь, и материальное обеспечение.

Однако фараоны продолжали строить гробницы в виде пирамид, что обу­словливалось политическими соображениями, ибо, несмотря на объединение Егип­та под эгидой Фив, борьба между номархами периодически возобновлялась. По­этому фараоны-фиванцы, желая подчеркнуть законность обладания престолом, стремились подражать могучим владыкам Древнего царства. Конечно, это были уже не те пирамиды, что возводились когда-то: размеры их значительно уменьши­лись, материалом для строительства служили не монолитные двухтонтные блоки, а кирпич-сырец, изменился и способ кладки. Пирамида была полой, держалась за счет нескольких несущих стен, промежутки между которыми заполнялись строи­тельными отходами, а сверху облицовывались известняковыми плитами, соединяв­шимися друг с другом деревянными креплениями. Как и в Древнем царстве, к вос­точной стороне пирамиды примыкал верхний заупокойный храм, от которого шел крытый переход к храму в долине.

Уникальным сооружением эпохи Среднего царства являлся верхний заупо­койный храм фараона XII династии Аменемхета III в Хавара (Фаюмский оазис), примыкавший к пирамиде, сложенной из кирпича. Храм вошел в историю куль­туры под названием лабиринта. Происхождение названия связывали с тронным именем Аменемхета Нимаатр, в греческой транскрипции читающимся как Лабир.

Лабиринт, по описанию греческого историка Геродота, представлял собой низкое сооружение, занимавшее площадь в 72 тыс. кв. м и обнесенное стеной с шестью симметрично расположенными воротами на южной и северной сторо­нах. Он включал многочисленные колонные (гипостильные) залы и дворы, га­лереи и подземные помещения, множество потайных переходов. Гигантские гипостильные залы делились рядами колонн на нефы1, из которых центральный обязательно был выше боковых и освещался через оконные проемы в верхней части стен.

Колонны были стилизованы под растительные формы, что соответствовало символике храма как дома божества солнца, которое, по одной из египетских ле­генд, родилось из цветка лотоса. Самыми распространенными являлись колонны, имитирующие связку стеблей папируса, и колонны с растительной капителью2,

1Неф - вытянутое помещение, ограниченное с одной или обеих продольных сторон рядом колонн. гКапителъ - венчающая часть колонны или столба.


изображающей цветок папируса или лотоса. Все колонны богато украшались цвет­ным орнаментом и позолотой. Между капителью в форме нежного распустившегося бутона и тяжелым перекрытием египтяне помещали значительно меньшую по раз­мерам плиту - абак, незаметную снизу, в результате чего казалось, что потолок, рас­писанный под звездное небо с золотыми звездами, парит, не касаясь свободно ра­стущих колонн-цветов.

Наряду с традиционными для египетского зодчества колоннами с расти­тельной капителью появилась новая форма колонны с каннелированным1 ство­лом и трапециевидной капителью, а также повсеместно возводились колонны с гладкими стволами и «хаторическими» капителями, украшенными рельефным изображением головы богини Хатор.

Заупокойный храм богато декорировался росписями с изображениями людей, животных, птиц.

В этот период художники особенно широко отображали в росписях природу нильских зарослей, которую ежедневно наблюдали, хорошо знали и любили. Это различные птицы в гнездах, рыбы в нильских водах, мелкие хищники, охотящие­ся среди папирусов.

Наряду с такими пирамидами, которые были внешне точным воспроизведе­нием усыпальниц царей Древнего царства, появился новый тип погребальных сооружений, сочетавший в себе традиционную форму пирамиды и скальную гробницу. Наиболее значительным из подобных памятников была усыпальни­ца родоначальника фараонов-фиванцев царя XI династии Ментухотепа I в Дейр-эль-Бахри. По древней традиции к ней из долины вела огражденная ка­менными стенами дорога в 1200 м длиной и 32 м шириной. Главную часть усы­пальницы составлял заупокойный храм, оформленный портиком2; по центру пандус3 вел на вторую террасу, где второй портик окружал с трех сторон колон­ный зал, в центре которого возвышалась сложенная из каменных глыб пирами­да. Ее основанием служила естественная скала. С западной стороны находился от­крытый двор, оформленный портиками, с выходом в колонный зал и святилище, вырубленные в скале. Гробница фараона помещалась непосредственно под колон­ным залом.

Среднее царство по сравнению с другими эпохами египетской истории занимало относительно непродолжительный период. Фараонам XII династии так и не уда­лось прочно объединить страну. Социальный кризис и вторжение в страну в 1720 г. до н.э. гиксосов4 положили конец Среднему царству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: