Новое царство

Эпоха Нового царства открылась вступлением в 1580 г. до н.э. на престол XVIII династии, первым фараоном которой был Яхмес I, окончательно изгнавший гиксо­сов из Египта. Борьбу за новое объединение страны вновь возглавили Фивы, про­возгласившие установление единого религиозного культа бога Амона.

С именем Амона-Ра связано то поистине грандиозное строительство, которое началось в этот период.

1 От «каннелюра» (фр.) - вертикальный желобок на стволе колонны.

2 Портик - галерея на колоннах или столбах перед входом в здание.

3 Пандус - наклонная площадка, служащая для въезда к расположенному над цоколем здания
парадному входу.

4Гиксосы - кочевые азиатские племена.


По-прежнему главное внимание уделялось строительству храмовых комплек­сов. Храмы, посвященные Амону-Ра и другим богам, возводились как наземные скальные. Заупокойные храмы строились как наземные и полускальные.

Наземные храмы представляли собой в плане вытянутый прямоугольник, окруженный высокой массивной стеной, к воротам которой вела от Нила ши­рокая дорога, украшенная по обеим сторонам статуями сфинксов. Вход в храм оформляли в виде пилона1, к наружной стороне которого прикрепляли высокие деревянные мачты с флагами, а перед ними воздвигали гигантские статуи фара­она позолоченные обелиски. Вход вел в открытый, обнесенный колоннадой два) заканчивающийся портиком, построенным немного выше уровня двора. В центр двора находился жертвенный камень. За портиком располагался гипостиль, а за ним, в глубине храма - молельня, состоящая из нескольких помещений: в цен­тральном на жертвенном камне находилась священная ладья со статуей главно­го бога, в остальных двух - статуи богини-жены и бога-сына. Вокруг молельни по периметру тянулся обходной коридор, из которого дверные проемы вели в до­полнительные залы, храмовую библиотеку, хранилища для статуй, комнаты для специальных ритуалов.

Двор, где молился простой люд, заливало солнце; колонный зал тонул в полу­мраке, поскольку освещался только через окна более высокого центральное нефа; помещения в глубине храма не имели окон, здесь применялось искусстве» ное ос­вещение. Таким образом, со двора внутри храма ничего не было видно, в то время как из молельни - обиталища бога - жрецы просматривали насквозь и гипостиль, и ярко освещенный двор, и противоположный берег Нила.

К подобному типу храмов относятся оба прославленных храма бога Амона в Фивах - Карнакский и Луксорский.

Карнак справедливо считают каменным архивом истории Египта. Строительст во его началось в XX в. до н.э. и продолжалось около десяти веков. На стенах, кар низах, пилонах сохранились гимны богам, посвящения царям, изображения раз личных моментов ритуала, сведения о важнейших исторических событиях.

Со временем центральная колоннада первого зала была продолжена вдоль все­го двора до пилона. Это было важным нововведением, придавшим окончательный вид храмам Нового царства. Колоннада определяла путь торжественны: процес­сий: она сливалась с аллеей сфинксов, ведшей к Нилу, и как бы продолжа ла ли­нию дороги внутрь храма, воплощая характерную для египетского зодчества идею бесконечности пути.

Мощный подъем строительства Карнакского храма происходил во время прав­ления Рамсеса II, наиболее могущественного фараона XIX династии. При нем был возведены уникальный по размерам и оформлению колонный зал (гипостиль) но­вый пилон, роскошно декорированный статуями фараона и обелисками.

Гигантомания, свойственная древним египтянам, проявилась в оформлении ги-постильного зала, который занимал площадь в 5 тыс. кв. м и состоял из 134 ко­лонн, расположенных в шестнадцать рядов. Колонны центрального нефа имели высоту более 19 м, остальные - почти 15 м. Поверхности стен и колонн были по крыты цветными рельефами. Капители колонн центрального нефа изображали раскрытые цветы папируса, а все остальные колонны представляли собой связки его нераспустившихся стеблей. Таким образом была выражена идея разных фаз жизни - ее зарождения и расцвета. В то же время зал как бы воспроизводил ниль­ские заросли.

1 Пилон - монументальные трапециевидные башни с покатыми стенами и узкой дверью между ними


Сохранившиеся доныне колонны и перекрытия Карнакского храма поражают своими масштабами. Мощные вертикали и горизонтали способствовали созда­нию образа устойчивости и долговечности. Эффект усугублялся цветом, играв­шим важную роль в искусстве Древнего Египта. Ярко раскрашивали не толь­ко интерьеры храмов, но и фасады, украшенные рельефами. На камень наносили тонкий слой грунта, а затем накладывали зеленую, синюю, ярко-желтую краски. Углубленный контур рельефа, рассчитанный на отвесно падающие лучи экватори­ального солнца, придавал всем деталям изображения удивительную пластичность.

В этот период было завершено строительство единого архитектурного ком­плекса, на редкость декоративного. Бесконечные аллеи сфинксов, острые иглы обелисков с блестящими золочеными верхушками, монументальные статуи колос­сов на фоне массивных раскрашенных пилонов, украшенных вызолоченными кед­ровыми мачтами с вымпелами, бесчисленные колоннады храмов - все это создава­ло неповторимый облик Фив - прекраснейшего из городов Египта.

Скальные храмовые комплексы представляли собой перевернутую букву «Т». Фасад вырубали в наружной части скалы, все остальные помещения шли вглубь. Самым уникальным храмом подобного типа является знаменитый храм Рамсе­са II в Абу-Симбеле, состоящий из Большого и Малого храмов. Большой был посвящен фараону и трем богам: Амону, Ра и Птаху. Малый воздвигли в честь богини Хатор, образ которой совпадал с образом любимой жены Рамсеса II Не-фертари.

Фасад Большого храма являл собою как бы поверхность стены пилона, перед которым возвышались двадцатиметровые колоссы Рамсеса II, высеченные прямо в скале. В первом зале с четырехгранными столбами помещались статуи Рамсеса II, изображавшие его в облике бога Осириса. В глубине, в молельне, вместе со ста­туями Амона, Ра и Птаха тоже находилась гигантская статуя Рамсеса П.

Вопреки традиции храм был расположен на западном берегу Нила и ориенти­рован на восток. С первыми лучами солнца гигантские скульптуры внезапно ок­рашивались в темно-красный цвет, отбрасывая иссиня-черные тени, и как бы вы­ступали из скалы. Кроме того, лучи восходящего солнца дважды в году (в день рождения фараона и в день его коронации) выхватывали из мрака фигуру Рамсеса, и она казалась выходящей из храма на поверхность.

Существенным нововведением архитектуры Нового царства явилось отделе­ние гробницы от заупокойного храма. Первым фараоном, нарушившим традицию, стал Тутмос I, решивший захоронить свое тело не в пышной гробнице, а в по­тайном месте, в отдаленных ущельях. Наземные заупокойные храмы строились по тому же образцу, что и храмы, посвященные богу Амону-Ра, в виде удлинен­ных параллелограммов, обращенных фасадом к Нилу и связанных с ним аллеями сфинксов, которые как бы продолжались от храмов восточного берега.

Полускальные заупокойные храмы сочетали наземные помещения с молель­ней, вырубленной в скале, как, например, в знаменитом заупокойном храме ца­рицы Хатшепсут Она построила его в Дейр-эль-Бахри рядом с храмом Ментухо-тепа I, подчеркнув тем самым свою принадлежность к роду фиванских царей. Но храм Хатшепсут превосходил храм Ментухотепа I и размером, и богатством декора. Он представлял собой сочетание трех поставленных друг на друга кубов. Оформ­ление фасадов строилось на чередовании горизонталей террас с вертикалями ко­лоннад. В нижнем ярусе помещался портик, занимавший всю длину восточной стены и разделенный посередине пандусом. Пандус являлся как бы продолжением линии дороги, шедшей из долины и украшенной по обеим сторонам сфинксами с головой царицы. Площадка первого яруса была декорирована экзотическими


Полускальный заупокойный храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри. Луксор

деревьями в кадках, обрамлявшими небольшие искусственные водоемы. Они ка­зались живым воплощением роскошных растений, привезенных из сказочной стра­ны Пунт, рассказ об экспедиции в которую был помещен на стене галереи, оформ­лявшей фасад второго здания. Третий кубический объем с входом в молельню царицы, вырубленную в скале, украшали осирические статуи Хатшепсут. Сюда вела лестница, визуально казавшаяся продолжением пандуса. Храм был велико­лепно вписан в ландшафт, сверкая белыми колоннами на коричневом фоне огром­ных скал.

Помимо грандиозного облика этот храм прославился и роскошным внутрен­ним убранством. На стенах портиков находились раскрашенные рельефные ком-' позиции с изображением рождения Хатшепсут и поучительными надписями. Зем­ными родителями царицы Хатшепсут были фараон Тутмос I и царица Яхмос. Изо­бражения же и сопровождающие их надписи не оставляют сомнения в том, что знаменитая царица официально считалась дочерью Яхмос и бога Амона. На фре­сках изображен бог Амон, принявший образ Тутмоса I, следовательно, и царица Хатшепсут имела божественное происхождение. К тому же считалось, что ей по­кровительствует богиня Хатор, чьи изображения помещены повсюду. В частности, капители колонн в молельне богини представляли собой голову Хатор, которая име­ла явно портретное сходство с Хатшепсут.

Внутренняя отделка храма была необычайно богата: золотые и серебряные плиты пола, эбеновые двери, инкрустированные бронзой, статуэтки из полудраго­ценных пород камня с лазуритовыми вставками. Именно статуэтки получили в этот период широкое распространение как предметы внутреннего убранства хра­мов. Достаточно сказать, что для храма Хатшепсут их было сделано свыше двух­сот. При этом скульптуры, предназначавшиеся для внешнего оформления храма:


колоссы, сфинксы - передавали лишь общие и весьма идеализированные черты лица царицы, поскольку должны были производить нужное впечатление с боль­шого расстояния. Статуи же, стоявшие в молельне храма и имевшие культовый характер, были по существу портретами царицы. Изготовление таких статуй по­ручалось лучшим мастерам, умевшим передавать индивидуальность в пределах явной ее идеализации.

Здесь же, на западном берегу, находились знаменитые Долины царей и цариц, некрополи придворной знати и ремесленников. В Долине царей, мрачном и уз­ком ущелье, высекались скальные гробницы - длинные пещеры, прямоугольные в сечении. Помещения «подземного царства» располагались ниже уровня вхо­да передних залов, так что спуск ощущался вполне конкретно. Стены коридора, ведшего в усыпальницу, были расписаны яркими разноцветными фресками, вос­производившими уже не реальную, земную жизнь фараона, а нереальный, по­тусторонний мир, созданный фантазией жрецов. Магические тексты должны были обеспечить умершему фараону счастливую жизнь в обществе богов. Пер­вая камера посвящалась солярному культу: плаванию солнечного бога Ра по под­земному Нилу, его борьбе с силами зла, змеем Апопом. Росписи следующих за­лов связаны были с ритуалом воскрешения фараона и его вечным пребыванием в загробном мире среди богов. В комнате, где находился саркофаг с мумией, на сводчатом потолке, обязательном для гробницы, помещали сдвоенное изо­бражение богини Нут, заглатывающей и рождающей солнце, небесные сферы и астральные тела. Саркофаг с мумией имел форму «мумифицированного гроба», как бы повторяющего «священные останки» и украшенного цветными изображе­ниями.

В Долине цариц устройство и сюжет росписей гробниц были такими же, что и в Долине царей. Здесь хоронили также детей фараонов, умерших в раннем возрасте, и стены украшали картинами представления фараоном своего сына различным бо­гам.

Долина знати, где хоронили писцов, военачальников, советников, визирей фара­онов, отличалась крайней простотой архитектурного решения и интересными жан­ровыми росписями, которые рассказывают о жизни египтян, характере их труда, до­суге, обычаях, растительном и животном мире страны.

В Долине ремесленников находился некрополь строителей, живописцев и скуль­пторов, строивших и украшавших гробницы. Нередко гробницы представляли со­бой лишь одну погребальную камеру, но богато украшенную росписями (см. цв. вкл.). В основном изображались сцены загробного существования: Анубис извле­кает сердце мумии для взвешивания его на суде Осириса; Хатор поит души умер­ших живительной влагой; боги выслушивают обращенные к ним молитвы умер­ших; умершие работают на полях рая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: