Древнее царство. Приблизительно в 3000 Г. До Н. Э

Приблизительно в 3000 г. до н.э. фараоном I династии Нармером, или Меном, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.

Создание мощного централизованного государства под властью фараона, ко­торый считался сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного со­оружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божествен­ности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, куда помещали саркофаг с мумией, и массивной надземной по­стройки - мастаба - в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались совершенно плоской крышей. С восточной стороны находилась лож­ная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бы­тового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, дра­гоценных камней, слоновой кости, черного и эбенового дерева, каноны - четыре особых сосуда для внутренностей мумии, которые закрывались крышками с изо­бражением детей Гора. Они ставились в специальный ящик, охраняемый богиня­ми подземного мира.

В погребении, в специальном помещении - сердабе, которое соединялось с гроб­ницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умерше­го на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изо­бражение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперед левой ногой -поза движения в вечности, либо чинно сидящей на кубообразном троне, либо в позе еги­петских писцов со скрещенными ногами на земле. У фараонов были сверхмощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фи­гуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды - белыми. Иногда царя изо­бражали вместе с богами, как равного им, или со священным соколом Гором, осе­няющим голову фараона своими крыльями.

В статуях «ка» поражает техника изготовления глаз, делающих лицо живым. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому при жизни фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толче­ный малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя - для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек отполированного эбенового дерева, благода­ря которому получалась та блестящая точка, которая придает живость зрачку и всему глазу.

Сохранился даже печальный рассказ об ученом-египтологе, который, первым спустив­шись в гробницу царевича Рахотепа и его жены царевны Ноферт, умер от разрыва сердца, когда луч его фонарика выхватил из темноты статуи, глянувшие на него из вечности гла­зами живых людей.


Пиармиды фраонов Хуфу, Хафра и Менкаура. III династия. Некрополь в Гизе. Каир

Портретная скульптура - одно из величайших достижений Древнего царства. В стране, где каждый готовился к вечному миросозерцанию, скульптура идеально резюмировала основную идею искусства Египта - стремление к выражению абсо­лютного покоя. Поэтому все статуи так торжественны, величавы и застылы. Все они являются определенным обобщением наиболее характерных особенностей образа и далеки от пассивной передачи действительности. Все они стереотипны и пред­ставляют собой одно из самых излюбленных египетских изображений, положив­ших начало тем колоссам, которыми позже стали украшать храмы.

Во время правления фараонов III династии надземная часть мастаба была уве­личена в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Ступенчатая пирамида фараона Джосерав в Саккаре состояла из шести ступеней, уменьшающихся в высоту. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены шахта, на дне которой находилась погребальная камера с мумией фараона и сердаб для статуи «ка», и многочислен­ные подземные кулуары, где помещались все необходимые для жизни фараона в загробном мире вещи.

Все египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, нареченной египтя­нами «страной смерти», ибо за горизонтом, на западе скрывалось солнце. Фара­оны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары, в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пи­рамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции - Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним ве­сом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.

Каждая пирамида являлась частью архитектурного ансамбля, включавшего ма­ленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с вос­точной стороны. В верхнем заупокойном храме, жрецы читали ежедневные ма­гические заклинания, призванные обеспечить фараону благополучие в загробном мире; сюда же родственники приносили еду и питье, предназначавшиеся для по­койного и якобы потребляемые умершим благодаря тем магическим формулам,


которые были написаны на стенах храма. Например: «Поднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги... поднимись к этому своему хлебу, не под­верженному порче, и к своему пиву некиснущему».

Особое внимание в текстах уделялось жертвенной молитве «хетеп ди несу» («дар, даруемый царем»), адресованной Осирису и Анубису и произносимой от имени фараона, сына бога. Она содержала своеобразное стандартное «меню», в ко­торое входили хлеб, пиво, быки, птица, различные одеяния, ароматические масла и другие предметы, предназначавшиеся в дар богам. Эта магическая фикция осво­бождала родственников от чрезмерных материальных затрат.

Верхний заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Таким образом, с востока его обрамляли зеленеющие поля, а с запада -безжизненные пески Ливийской пустыни - своеобразная граница жизни и смерти. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четы­рехгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фа­раона вдоль стен.

На стенах помещались заклинания и молитвы, адресованные близким, родс-венникам, случайным посетителям и служащим, соблюдавшим культ мертвых уве­щевания «живым, пребывающим еще на земле» сводились к призывам не нарушать ритуала, не наносить материального ущерба гробнице, прочитать текст жертвенной молитвы в пользу умершего. Эти призывы сопровождались как обещаниями заступ­ничества перед божественными силами в случае благожелательного отношения по­сетителей к умершему, так и угрозами в противном случае «судиться с ними перед богом великим» и «навлечь на них несчастья на земле». Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Сфинкс - фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон. Ис­ключительное значение имел большой сфинкс, помещенный у нижнего заупокой­ного храма фараона Хафра (Хефрена), считающийся его портретным изображени­ем, которое египтяне называли «живой образ». Они считали, что сфинкс уходит в пустыню, когда чем-то недоволен.

Поскольку для плавания по небу в его восточную часть, в это желанное место­пребывание богов, требовалось судно, близ верхних заупокойных храмов оставля­ли «солнечную» ладью, прообразом которой являлась «солнечная» ладья бога Ра.

Особое внимание уделялось внутреннему декору гробниц. Стены покрыва­ли цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью кото­рых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Такие иероглифы, окра­шенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов V династии, составили знаменитые «Тексты пирамид».

Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц, украшенные рельефами, представляли собою настоящие картинные га­лереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы - самого умершего. Считалось, что по­средством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали при­вычную для умершего среду обитания.

Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические карти­ны земной жизни, но в композициях того времени можно выделить три основ­ных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к


вечной жизни и жертвенный пир. В первом цикле преобладали эпизоды биографи­ческого характера, обычно связанные с родом занятии умершего. Эти росписи ка­сались всех, за исключением фараона.

Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны мно­гие обычаи древних египтян. Они, к примеру, редко готовили себе еду сами. Чаще всего относили зерно в специальные столовые, в которых кормилась вся деревня. Эти столовые находились под надзором самого фараона. Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлебку,

кашу и, пиво; он же собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде.

Второй цикл росписей посвящался процедуре погребения, важное место в ко­торой занимал обряд «отверзания уст и очей». Смысл его заключался в том, чтобы «оживить» мумию перед погребением, обеспечить ей способность к восприятию внешнего мира: пить, есть, говорить. Осуществлялось это при помощи магии. Жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного ба­рана, затем резцом скульптора и мешком с красным минералом. Действия сопро­вождались соответствующих магических слов.

Уже в ранних гробницах типа мастаба сложился определенный канон изображе­ния фигуры на плоскости. Поскольку египтяне верили в магическую силу искусства и считали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, пле­чи - в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия. Особо следует сказать о разномасштабности фигур в росписях: боги и фараоны всегда были в несколько раз крупнее остальных участников сцены. Стоящая фигура всег­да изображалась в полный рост, с выставленной вперед левой ногой как знак дви­жения в вечности.

В период Древнего царства весьма развито было художественное ремесло. Со­хранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня - але­бастра, порфира, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирю­зы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, кото­рые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами; охотников на гиппопотамов; крестьян во время молотьбы; рыбаков, тянущих сети; женщин, готовящих пиво или пекущих лепеш­ки. Многочисленными были изображения египетских богов в виде зверей и птиц.

Во второй половине XXIII в. до н.э. Египет распался на отдельные области и пе­риод Древнего царства закончился.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: