Приблизительно в 3000 г. до н.э. фараоном I династии Нармером, или Меном, были объединены в единое государство Северный и Южный Египет со столицей в Мемфисе.
Создание мощного централизованного государства под властью фараона, который считался сыном бога Ра, продиктовало и основной тип архитектурного сооружения - гробницу, внешними средствами передающую идею его божественности. Первоначально захоронения производились в гробницах, состоящих из подземной части, куда помещали саркофаг с мумией, и массивной надземной постройки - мастаба - в виде дома, стены которого были наклонены внутрь, а сверху завершались совершенно плоской крышей. С восточной стороны находилась ложная дверь, в нише которой приносились жертвы. В мастаба оставляли изделия бытового и культового назначения, сосуды с зерном, изделия из золота, серебра, драгоценных камней, слоновой кости, черного и эбенового дерева, каноны - четыре особых сосуда для внутренностей мумии, которые закрывались крышками с изображением детей Гора. Они ставились в специальный ящик, охраняемый богинями подземного мира.
|
|
В погребении, в специальном помещении - сердабе, которое соединялось с гробницей только окошечком, обязательно помещали статуарные изображения умершего на случай, если что-то случится с мумией. Непременным условием было изображение фигуры целиком, либо стоящей с выдвинутой вперед левой ногой -поза движения в вечности, либо чинно сидящей на кубообразном троне, либо в позе египетских писцов со скрещенными ногами на земле. У фараонов были сверхмощные тела и бесстрастные лица, сохранявшие, однако, портретные черты. Мужские фигуры окрашивали в кирпично-красный цвет, женские - в желтый. Волосы на прямо поставленных головах всегда были черными, а одежды - белыми. Иногда царя изображали вместе с богами, как равного им, или со священным соколом Гором, осеняющим голову фараона своими крыльями.
В статуях «ка» поражает техника изготовления глаз, делающих лицо живым. Египтяне считали глаза зеркалом души, поэтому при жизни фиксировали на них внимание путем сильного подкрашивания пастой, в которую добавляли толченый малахит. Глаза статуй делали из разных материалов: в бронзовую оболочку, соответствующую по форме орбите и образующую края век, вставляли кусочки алебастра, имитирующего белок, и горного хрусталя - для зрачка. Под хрусталь подкладывали небольшой кусочек отполированного эбенового дерева, благодаря которому получалась та блестящая точка, которая придает живость зрачку и всему глазу.
Сохранился даже печальный рассказ об ученом-египтологе, который, первым спустившись в гробницу царевича Рахотепа и его жены царевны Ноферт, умер от разрыва сердца, когда луч его фонарика выхватил из темноты статуи, глянувшие на него из вечности глазами живых людей.
|
|
Пиармиды фраонов Хуфу, Хафра и Менкаура. III династия. Некрополь в Гизе. Каир
Портретная скульптура - одно из величайших достижений Древнего царства. В стране, где каждый готовился к вечному миросозерцанию, скульптура идеально резюмировала основную идею искусства Египта - стремление к выражению абсолютного покоя. Поэтому все статуи так торжественны, величавы и застылы. Все они являются определенным обобщением наиболее характерных особенностей образа и далеки от пассивной передачи действительности. Все они стереотипны и представляют собой одно из самых излюбленных египетских изображений, положивших начало тем колоссам, которыми позже стали украшать храмы.
Во время правления фараонов III династии надземная часть мастаба была увеличена в высоту по диагонали. Так возникли знаменитые египетские пирамиды. Ступенчатая пирамида фараона Джосерав в Саккаре состояла из шести ступеней, уменьшающихся в высоту. Вход в пирамиду располагался с северной стороны. Под основанием в скалистом грунте были высечены шахта, на дне которой находилась погребальная камера с мумией фараона и сердаб для статуи «ка», и многочисленные подземные кулуары, где помещались все необходимые для жизни фараона в загробном мире вещи.
Все египетские некрополи всегда располагались на западном берегу Нила, на границе орошаемых земель и мертвой Ливийской пустыни, нареченной египтянами «страной смерти», ибо за горизонтом, на западе скрывалось солнце. Фараоны IV династии избрали для сооружения своих погребений место недалеко от Саккары, в современной Гизе. Там были возведены три великие классические пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (в греческой транскрипции - Хеопса, Хефрена и Микерина), сложенные из гигантских блоков известняка, средним весом 2,5 т, и держащиеся силой собственной тяжести.
Каждая пирамида являлась частью архитектурного ансамбля, включавшего маленькие пирамидки цариц и заупокойный храм, примыкавший к пирамиде с восточной стороны. В верхнем заупокойном храме, жрецы читали ежедневные магические заклинания, призванные обеспечить фараону благополучие в загробном мире; сюда же родственники приносили еду и питье, предназначавшиеся для покойного и якобы потребляемые умершим благодаря тем магическим формулам,
которые были написаны на стенах храма. Например: «Поднимись, возьми себе свой хлеб, соедини свои кости, встань на ноги... поднимись к этому своему хлебу, не подверженному порче, и к своему пиву некиснущему».
Особое внимание в текстах уделялось жертвенной молитве «хетеп ди несу» («дар, даруемый царем»), адресованной Осирису и Анубису и произносимой от имени фараона, сына бога. Она содержала своеобразное стандартное «меню», в которое входили хлеб, пиво, быки, птица, различные одеяния, ароматические масла и другие предметы, предназначавшиеся в дар богам. Эта магическая фикция освобождала родственников от чрезмерных материальных затрат.
Верхний заупокойный храм соединялся крытым каменным проходом с нижним заупокойным храмом в долине, строившимся там, куда доходили воды нильских разливов. Таким образом, с востока его обрамляли зеленеющие поля, а с запада -безжизненные пески Ливийской пустыни - своеобразная граница жизни и смерти. Являясь входом ко всему комплексу, храм был богато декорирован изнутри четырехгранными гранитными колоннами по центру и многочисленными статуями фараона вдоль стен.
На стенах помещались заклинания и молитвы, адресованные близким, родс-венникам, случайным посетителям и служащим, соблюдавшим культ мертвых увещевания «живым, пребывающим еще на земле» сводились к призывам не нарушать ритуала, не наносить материального ущерба гробнице, прочитать текст жертвенной молитвы в пользу умершего. Эти призывы сопровождались как обещаниями заступничества перед божественными силами в случае благожелательного отношения посетителей к умершему, так и угрозами в противном случае «судиться с ними перед богом великим» и «навлечь на них несчастья на земле». Нередко рядом с нижним заупокойным храмом помещали сфинкса, воплощавшего в себе сверхчеловеческую сущность фараона. Сфинкс - фантастическое существо с туловищем быка, лапами льва и головой царя, украшенной полосатым платком-клафтом с уреем, символом царской власти, и искусственной бородой, которую мог носить только фараон. Исключительное значение имел большой сфинкс, помещенный у нижнего заупокойного храма фараона Хафра (Хефрена), считающийся его портретным изображением, которое египтяне называли «живой образ». Они считали, что сфинкс уходит в пустыню, когда чем-то недоволен.
|
|
Поскольку для плавания по небу в его восточную часть, в это желанное местопребывание богов, требовалось судно, близ верхних заупокойных храмов оставляли «солнечную» ладью, прообразом которой являлась «солнечная» ладья бога Ра.
Особое внимание уделялось внутреннему декору гробниц. Стены покрывали цветными рельефами, прославляющими фараона как сына бога и победителя всех врагов Египта, а также многочисленными магическими текстами, целью которых было обеспечение вечной счастливой жизни фараона. Такие иероглифы, окрашенные в зеленый цвет, найденные в пирамидах фараонов V династии, составили знаменитые «Тексты пирамид».
Египтяне придавали изобразительному искусству огромное значение. Стены гробниц, украшенные рельефами, представляли собою настоящие картинные галереи, но обречены были пребывать в вечном мраке, поскольку предназначались для единственного обитателя гробницы - самого умершего. Считалось, что посредством магии и заупокойных молитв изображения оживали и создавали привычную для умершего среду обитания.
|
|
Во всех гробницах Древнего царства доминировали реалистические картины земной жизни, но в композициях того времени можно выделить три основных цикла: сцены земного бытия, обряд оживления тела покойного для перехода к
вечной жизни и жертвенный пир. В первом цикле преобладали эпизоды биографического характера, обычно связанные с родом занятии умершего. Эти росписи касались всех, за исключением фараона.
Благодаря сохранившимся росписям заупокойных храмов стали известны многие обычаи древних египтян. Они, к примеру, редко готовили себе еду сами. Чаще всего относили зерно в специальные столовые, в которых кормилась вся деревня. Эти столовые находились под надзором самого фараона. Специальный чиновник следил за тем, чтобы повара не воровали продукты, поровну раздавали похлебку,
кашу и, пиво; он же собирал с крестьян налоги и разбирал их дела в суде.
Второй цикл росписей посвящался процедуре погребения, важное место в которой занимал обряд «отверзания уст и очей». Смысл его заключался в том, чтобы «оживить» мумию перед погребением, обеспечить ей способность к восприятию внешнего мира: пить, есть, говорить. Осуществлялось это при помощи магии. Жрец прикасался к устам и глазам мумии сначала окровавленной ногой жертвенного барана, затем резцом скульптора и мешком с красным минералом. Действия сопровождались соответствующих магических слов.
Уже в ранних гробницах типа мастаба сложился определенный канон изображения фигуры на плоскости. Поскольку египтяне верили в магическую силу искусства и считали, что все изображенное существует, они избрали при показе человеческой фигуры сложное сочетание «фасных» и профильных элементов, обеспечивающее, на их взгляд, передачу объема. Голову и ноги фараона показывали в профиль, плечи - в фас. Сцены располагали по порядку развития событий и действия. Особо следует сказать о разномасштабности фигур в росписях: боги и фараоны всегда были в несколько раз крупнее остальных участников сцены. Стоящая фигура всегда изображалась в полный рост, с выставленной вперед левой ногой как знак движения в вечности.
В период Древнего царства весьма развито было художественное ремесло. Сохранилось большое количество изящных сосудов из различных пород камня - алебастра, порфира, яшмы, гранита; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы; художественная мебель из ценных пород дерева, богато декорированная костью, золотом, бронзой. Украшению придавался определенный смысл. Так, ножки ложа или кресла выполняли в форме мощных бычьих ног либо крылатых львов, которые охраняли сидящего на кресле или лежащего на ложе человека; спинки кресел и подлокотники венчали цветы или пальмовые ветви. Статуэтки изображали людей, занятых повседневными делами; охотников на гиппопотамов; крестьян во время молотьбы; рыбаков, тянущих сети; женщин, готовящих пиво или пекущих лепешки. Многочисленными были изображения египетских богов в виде зверей и птиц.
Во второй половине XXIII в. до н.э. Египет распался на отдельные области и период Древнего царства закончился.