Личностно ориентированное образование (В. В. Сериков)

Ученик как субъект жизнедеятельности. Обучение на основе жизненного опыта (познания, общения, продуктивной деятельности, творчества и т.п.). Условия для обеспечения личностного роста, развития способности к стратегической деятельности, креативности, критичности, смыслотворчества, системы потребностей и мотивов, способности к самоопределению, саморазвитию, позитивной Я-концепцию и другое.

Личностные функции как проявления человека, которые, реализуют социальный заказ «быть личностью»: мотивации (принятие и обоснование деятельности); опосредования (по отношению к внешним воздействиям и внутренним импульсам поведения); коллизии (видение скрытых противоречий действительности); критичности (в отношении предлагаемых извне ценностей и норм); рефлексия (конструирования и удержания определенного образа Я); смыслотворчество (определение системы жизненных смыслов вплоть до самого важного - смысла жизни); ориентации (построение личностной картины мира – индивидуального мировоззрения); обеспечение автономности и устойчивости внутреннего мира; творчески преобразующая (обеспечение творческого характера любой личностно значимой деятельности); самореализации (стремления к признанию своего образа «Я» окружающими); обеспечения уровня духовности жизнедеятельности в соответствии с личностными притязаниями (предотвращение сведения жизнедеятельности к утилитарным целям).

Культурологическая концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская).

Культуросообразность как ведущий принцип педагогического процесса. Развитие ученика как субъекта познания, субъекта жизнедеятельности, как субъекта культуры.

Основные ценности культурологического личностно-ориентированного образования:

человек как субъект культуры, собственной жизни и индивидуального развития; образование как культурная развивающая среда, придающая ее жизни культурные смыслы; творчество и диалог как способы существования и саморазвития человека в культурно-образовательном пространстве).

Основные педагогические механизмы в младшем школьном возрасте (научение, воздействие словом и примером, общение, чувственное познание жизни и узнавание ценностей культуры, эстетическое и нравственное сопереживание). Приоритетность технологии развивающего обучения.

Подростковый возраст как это возраст интенсивного физического и социального созревания личности, создающей предпосылки начала процесса культурной самоидентификации, вхождение в мир национальной культуры, обретения позиций человека культуры. Включение подростков в ситуации выбора ценностей, их осмысления, нравственно-мотивированное отношение, помощь в оценке и самооценке своих действий, поступков, вовлечение в культурное творчество на основе проблемного обучения, стимулирующего способности к выбору и ориентации, и других технологий, развёртывающихся на ситуативной основе.

Процессы духовно-нравственной автономизации личности в старшем школьном возрасте, физического и нравственного самосовершенствования, вхождение в жизнь общества, жизненного самоопределения, социально-психологической адаптации. Теоретическая подготовка в сфере гуманитарных наук, диалог с культурой, интеграция знаний в целостную картину мира, культурная рефлексия, саморегуляция, принятие решений в ситуациях выбора, жизнетворчество, саморазвитие на основе технологий рефлексивно-творческого обучения.


Приложение 3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: