Целеполагание — практическое осмысление своей деятельности человеком с точки зрения формирования (постановки) целей и их реализации (достижения) наиболее экономичными (рентабельными) средствами.
Цель: желаемый результат (предмет стремления);
то, что хочется осуществить.
чётко описанное желательное состояние, которого необходимо достигнуть.
предвосхищаемый в сознании результат деятельности.
Задача – в данном контексте то, что требуется сделать для достижения этой цели, или промежуточные цели, достижение которых в системе даст необходимый результат
Постановка цели:
проектирование ожидаемого в конце деятельности результата, который должен быть получен за определенное время (урок, четверть, период обучения) и выражение его в четкой и конкретной формулировке.
Цель должна быть сформулирована так, чтобы она указывала, не на то, что вы собираетесь делать (например, чему учить), а какой именно результат будет получен (например, что учащиеся будут знать и уметь в результате, какие ЗУНы будут сформированы).
|
|
Критерии, которым сформулированная цель должна отвечать:
- четкость и ясность формулировки;
- конкретность (по самой цели понятно, что именно необходимо делать и что именно будет получено в результате);
- достижимость (и по замыслу и сути самой цели, и в отведенном для этого времени, и по необходимым для неё средствам и возможностям);
- измеримость ожидаемого результата (достигнутый результат можно зафиксировать в каких-либо показателях, измерить).
Также необходимо, чтобы предполагаемый результат был
- социально и личностно значимым;
- актуальным, значимым не только на сегодняшний день, но и в будущем;
- востребованным развивающейся личностью и потребителями образовательных услуг (учащимися, родителями, обществом, производством, государством);
Не забывайте о вечных ценностях! Руководствуйтесь принципами гуманизма, культуросообразности, демократизма.
Общий алгоритм постановки цели.
1. Прояснение собственных потребностей:
- анализ текущей ситуации,
- чего вы хотели бы добиться.
2. Прояснение возможностей.
3. Выбор цели.
4. Уточнение цели.
5. Планирование достижения цели (согласно пп.1-4).
6. Проверка согласованности цели и задач.
7. Контроль своих достижений: определение меры успеха.
Психотренинг «Мой путь к цели»
1. Представьте свою цель, ощутите ее – это то, что вам необходимо. К любой цели есть путь – далекий или близкий, трудный или легкий... Каким будет ваш собственный путь к цели? К той цели, что вы представили?
2. Представьте себе начало этого пути. Что лежит перед вами: широкая, прямая дорога или узкая, извилистая тропинка? Вы делаете первый шаг, второй... Что окружает вас? Что вы слышите? Что чувствуете, когда идете к своей цели?
|
|
3. Быть может, вам встречаются препятствия... Как вы преодолеваете их? Где черпаете силы? Какую местность вы преодолеваете на своем пути к цели: цветущие и плодородные края, пустыни, глухие и заброшенные места?
4. Возможно, где-то вам предстоит сделать остановку. А может быть, вы будете идти, не останавливаясь.
5. Представьте, что наконец-то вы достигли своей цели... Как вы узнали, что это она? Что вы увидели? Что услышали? Что почувствовали?
6. Сохраните этот образ в своем воображении и возвращайтесь в наш кабинет.