Обучение восприятию на слух речевого материала

В течение первых двух лет обучения исходной единицей в работе по развитию слухового восприятия являются звукоподражания, лепетные и полные слова. Глу­хие дети вначале учатся различать и опознавать на слух зву­коподражания, слова и словосочетания, а лишь затем – фра­зы, состоящие из этих слов. Начиная с третьего года обуче­ния исходной единицей в развитии слухового восприятия ста­новится фраза. С этого времени дошкольники учатся сна­чала различать на слух фразы (не менее трех). При удовлет­ворительном их различении на слух (т. е. при их дифферен­циации в 80 – 100% случаев) ребенку предлагают различать на слух слова и словосочетания, которые входят в данные фразы. Впоследствии к первым фразам прибавляются следу­ющие. Так постепенно нарастает «слуховой словарь».

В процессе работы по развитию слухового восприятия глухие дошкольники выполняют поручения, отвечают на во­просы, пересказывают услышанное. При этом очень важно, чтобы восприятие на слух определенного речевого материала способствовало формированию устной речи детей в естествен­ной ситуации: чтобы при прослушивании вопроса ребенок сразу отвечал на него, не повторяя его при восприятии пору­чения, и выполнял поручение, также не повторяя сказанного.

Правильность восприятия на слух проверяется ответной реакцией ребенка: если она соответствует сказанному педа­гогом, то считается, что речевой материал воспринят пра­вильно. Только в некоторых случаях педагог просит ребенка повторить сказанное им.

Обучение глухих дошкольников восприятию на слух рече­вого материала начинается с различения звукоподражаний.

Методика работы. Перед ребенком ставят два (впоследст­вии три и более) предмета (например, самолет и собака), таблички к ним не подкладывают.

1. Педагог в микрофон без экрана произносит в – ·, пока­зывает, как летит самолет, продолжая произносить в – ·

Затем произносит ав-ав-ав или ам-ам-ам и, одновременно действуя игрушкой, показывает, как бежит и лает собака.

2. Ребенок различает эти два звукоподражания слухо-зрительно. В ответ на звучание он производит соответствующее действие с игрушкой и произносит звукоподражание (как может). Когда ребенок научится различать эти звукоподра­жания слухо-зрительно, педагог переходит к следующему этапу.

3. Педагог показывает, как летит самолет, и в микрофон за экраном произносит в – ·; затем предлагает ребенку по­казать, как летит самолет, и при этом еще раз произносит в – ·.То же проделывается и с собакой (ав-ав-ав или ам-ам-ам).

4. Ребенок различает на слух звукоподражания, выполняя соответствующее действие и произнося (как может) это зву­коподражание. Каждый раз в случае ошибки педагог произ­носит звукоподражание, которое ребенок воспринимает сна­чала слухо-зрительно, а затем – только на слух.

Для различения подбирают звукоподражания, резко отличные по звучанию, например: в – ·, ам-ам-ам, пи-пи-пи-пи (птицы), прр (лошадь). Парные звукоподражания планиру­ются на неделю. Если ребенок научился различать их на слух раньше, то на следующее занятие ему предлагают два новых звукоподражания. Если же и после третьего занятия он не может различать данные звукоподражания, то все равно да­ется новая пара звукоподражаний, остается лишь то, которое ребенок слышит лучше, и к нему подбирается новое.

Детям, легко справляющимся с различением на слух зву­коподражаний при выборе из двух, дается новое задание, при котором выбор увеличивается до3 – 5 единиц.

На первом же году обучения дети учатся различать на слух звукоподражания, лепетные и полные слова. К пол­ным словам педагог, а затем и сами дошкольники подклады­вают таблички, написанные печатными буквами.

С первого года обучения дети учатся и опознавать на слух звукоподражания и лепетные слова, а со второго года – полные слова.

На начальном этапе первую половину занятий педагог учит ребенка различать звукоподражания и слова на слух (картинки или предмет кладут перед малышом), а в конце занятия взрослый убирает игрушки, таблички, картинки в мешочек, коробку и предлагает ребенку угадать, что там (т. е. малыш сначала различает материал на слух, а за­тем опознает его на слух). Когда дошкольник начинает справляться с заданием, педагог уже в начале занятия предлагает ему опознавать звукоподражания и слова на слух. С этой целью взрослый приносит коробку или мешочек с игрушками (картинками) и просит ребенка угадать, что там.

На втором году занятий глухие дети учатся различать на слух не только отдельные слова, но и фразы. Методика работы аналогична. В начале обучения на столе должны ле­жать таблички, соответствующие данным фразам, произноси­мым педагогом. Когда ребенок хорошо справляется с задани­ем (может различить фразы на слух), таблички убирают и предлагают ему вначале различать фразы на слух (без таб­личек), а затем и опознавать их на слух.

На третьем – пятом годах обучения резко возрастает коли­чество фраз, словосочетаний и слов, которые дети учатся вос­принимать на слух, причем не только различать, но и опозна­вать их. Для различения, а тем более для опознавания на слух берутся фразы и слова из разных тематических групп. Работа проводится таким образом, чтобы дети учились опо­знавать их на слух вне ситуации.

Если на начальном этапе слуховой тренировки глухие до­школьники учились различать речевой материал сначала слухо-зрительно и лишь затем только на слух, то со второго по­лугодия третьего года обучения каждое новое слово, слово­сочетание, фраза предлагается ребенку сразу на слух. Если после 4 – 5-кратного повторения материал не воспринят на слух, то слово или фраза повторяются для слухо-зрительного восприятия, а затем – только на слух,

На третьем году обучения начинается работа и по опознаванию на слух знакомых детских стихов и песенок. Педагог сразу произносит четверостишие или поет песенку и спрашивает ребенка, что он услышал. Затем песенка или стихотворение предъявляется для слухо-зрительного восприя­тия, а затем и на слух. Упражнение проводится и на после­дующих занятиях, до тех пор, пока дошкольник не научится узнавать данное четверостишие (песенку) на слух. В дальней­шем педагог ведет аналогичную работу со вторым (и после­дующими) четверостишием (песенкой). Эти упражнения про­водятся как на индивидуальных, так и на специальных фрон­тальных занятиях.

На пятом году обучения ведется подготовка детей к вос­приятию на слух текстов. Для этого дошкольники учатся воспринимать слухо-зрительно и различать на слух речевой материал типа: Девочка взяла бумагу и карандаш. Девочка рисует мяч. Данный речевой материал предлагается для слухо-зрительного восприятия. После его однократного прослу­шивания ребенок должен сказать, что он понял. Если он не может повторить, то текст предъявляется слухо-зрительно еще раз и вновь ребенка просят повторить, что он понял. Если и в этом случае он не может повторить воспринятое (чего, как правило, не должно быть на четвертом и пятом годах обучения), то материал предлагается дошкольнику для прочтения. Затем педагог дает образец звучания данного ре­чевого материала: показывая ребенку написанную на табличке первую фразу, он произносит ее за экраном, затем то же делает и со второй фразой.

В дальнейшем дети учатся различать на слух фразы, сло­ва и словосочетания, их составляющие, которые дают враз­бивку (фразы, написанные на табличке, а также соответству­ющая картинка или предметы находятся на столе перед ре­бенком). После того как ребенок научится различать на слух фразы и слова, ему предлагают выполнить ряд заданий. Во­просы и задания предъявляются сразу на слух и на таблич­ках не пишутся. (Табличка, на которой написаны данные фразы, картинка или соответствующие предметы находятся перед ребенком.) Если после двухкратного повторения вопроса (задания) ребенок не смог его понять, то педагог повторя­ет вопрос слухо-зрительно, а затем – на слух.

Речевой материал считается усвоенным, если дошкольник воспринимает на слух обе фразы и все слова и словосочета­ния из них, данные вразбивку, а также отвечает на вопросы и выполняет задания, воспринятые только на слух. Рабата с тем или иным речевым материалом проводится ib течение 3 – 5 занятий.

Развитие слухового восприятия должно осуществляться в ходе всего учебно-воспитательного процесса. Только при усло­вии проведения интенсивной работы я сурдопедагогом, и вос­питателями, и музыкальными работниками могут быть вы­полнены программные требования.

На фронтальных занятиях по всем разделам программы основным способом восприятия речевого материала является слухо-зрительный. Упражнения на восприятие материала только на слух вводятся со второго полугодия первого года обучения и проводятся в ходе всего занятия, но носят непродолжительный характер. Материал этих упражнений органически входит в содержание занятий и мотивируется ходом учебно-воспитательного процесса.

Знакомый по звучанию речевой материал предъявляется детям сразу на слух и повторяется не более двух раз. Если фраза (слово) не воспринята всеми детьми, она предла­гается слухо-зрительно, а затем – на слух.

Новая, незнакомая по звучанию фраза (слово) - предъяв­ляется тоже слухо-зрительно и подкрепляется письменной табличкой. Затем фраза (слово) повторяется для восприятия на слух, а табличка выставляется в специальное наборное полотно. На следующем занятии фраза (слово) предлагается сразу на слух и повторяется до двух раз. Если она не понята всеми детьми, то повторяется уже слухо-зрительно, а затем вновь на слух. По мере усвоения фразы (слова) соответст­вующая табличка из наборного полотна убирается и ее место занимает новая.

Содержанием фронтальных занятий по развитию слухово­го восприятия прежде всего является работа над восприятием на слух неречевых и речевых сигналов- их различение, опре­деление количества звучаний, их продолжительности, громко­сти, прерывности, характера (марш, вальс, полька), ритмич­ности, определение направления звука, а также различение высокого и низкого, мужского и женского голосов, оркестро­вого, хорового и сольного исполнения, инструментальной и во­кальной музыки и речи. На фронтальных занятиях дети так­же учатся воспринимать на слух знакомые стихи и песенки. Различение и опознавание на слух слов и фраз также может быть содержанием фронтальных занятий, но при условии, что восприятие данного материала на слух доступно всем детям.

На индивидуальных занятиях по развитию слухового вос­приятия основным способом является восприятие речевого материала только на слух. Если после 4 – 5-кратного повторе­ния материал не воспринят ребенком на слух, то фраза или слово повторяется для слухо-зрительного восприятия, а затем предлагается вновь на слух

Содержанием работы по развитию слухового восприятия на индивидуальных занятиях является обучение детей раз­личению, опознаванию и распознаванию на слух слов, слово­сочетаний, фраз, а также подготовка к восприятию на слух текстов

На первом году обучения на индивидуальных занятиях проводится работа по увеличению расстояния, на котором дети реагируют на звучание неречевых и речевых сигналов, а также попытка выработать реакцию на звучание игрушек, слогов, произносимых голосом разговорной громкости. На это отводится 2 – 3 мин на одном занятии в неделю; работа про­водится с одной-двумя звучащими игрушками или слогосочетаниями.

В течение года в работу по развитию слухового восприя­тия следует включать материал программы данного года обу­чения, а также материал программы предыдущих лет.

Материал по развитию слухового восприятия на индиви­дуальных и фронтальных занятиях планируется на месяц или квартал и на каждое занятие, в планах отмечается усвоение детьми программного материала Педагог ведет индивидуальный учет «слухового словаря», который дети постепенно на­капливают в процессе работы по развитию слухового вос­приятия.

В конце каждого полугодия и года проводится проверка усвоения детьми программных требований по развитию слу­хового восприятия. Умение различать на слух неречевые и речевые звучания проверяется в ходе проведения контрольных фронтальных занятий. Умение различать и опознавать на слух знакомый по звучанию речевой материал проверяется на индивидуальных занятиях. Так, к концу года дети должны уметь:

на первом году обучения – различать на слух (при выбо­ре из 2 – 3) звукоподражания, лепетные и полные слова и опознавать на слух звукоподражания и лепетные слова;

на втором году обучения – различать (при выборе из 5 – 7) и опознавать на слух слова и словосочетания и различать фразы (при выборе из 3 – 5)[14];

на третьем – пятом годах обучения – опознавать на слух 20 контрольных речевых единиц, состоящих из слов, словосо­четаний, фраз, текстов (детские стихи и песенки), которые предъявляются вразбивку и отбираются из разных тематичес­ких групп.

Контроль за включением в проверку всего пройденного материала возлагается на старшего воспитателя детского са­да, который присутствует на контрольных фронтальных и ин­дивидуальных занятиях и фиксирует результаты.

Речевой материал считается усвоенным, если дети не ме­нее чем в 60% случаев правильно выполняют предложенные на слух задания, отвечают на вопросы, повторяют услышан­ное, грамотно оформляют свои высказывания и реализуют в устной речи свои произносительные возможности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: