Информационная карта
Образовательной программы дополнительного образования детей
«Художественная обработка древесины»
Полное название | Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины» |
Автор программы, должность, категория | Коротков Сергей Геннадьевич к. пед.н.,доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «МарГУ» Чупряков Иван Сергеевич к. пед.н.,заведующий учебными мастерскими кафедры теории и методики технологии и профессионального образования института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «МарГУ» |
Направленность программы | Техническая |
Тип программы | Модифицированная |
Сертификат на авторство (если программа авторская) | - |
Уровень освоения программы | Общеразвивающая |
Сроки реализации | 1 год |
Возраст обучающихся | 13-16 лет |
Цель программы | Сформировать устойчивую мотивацию детей к познанию окружающего мира природы с помощью обучения творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, обеспечить всестороннее развитие личности обучающегося, удовлетворить потребность в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты. |
Рецензент программы |
Пояснительная записка
|
|
Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.
Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Этим требованиям отвечает образовательная программа «Художественная обработка древесины»
|
|
Новизна программы заключается в объединении традиций народов Республики Марий Эл в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии художественной резьбы по дереву, выжиганию, выпиливанию, контурной, геометрической и домовой резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.
Образовательная программа «Художественная обработка древесины» направлена:
- на обеспечение оптимального уровня образованности обучающихся, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;
- на реализацию права семьи на выбор образовательных программ дополнительного образования. Особое внимание уделяется формированию личности обучающихся, а именно:
- повышению уровня культуры личности обучающихся;
- обеспечению возможности школьникам выбора образовательной деятельности;
- развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и творческой деятельности;
- развитию культуры умственного труда, навыков самообразования.
Названные ориентиры в условиях реализации образовательной программы ««Художественная обработка древесины»» обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности, нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.
Актуальность программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.
Образовательная программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.
Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
В природе нет более универсального, доступного и красивого материала, чем древесина. Она обладает удивительными свойствами, легко поддается обработке.
Обработка древесины развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться пользоваться различными инструментами. Опыт показал, что систематические занятия детей открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мысль.
|
|
Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, кроме художественного выпиливания и резьбы, раскрашивания, лакировки, полировки, народные умельцы широко применяют выжигание. Нередко различные способы отделки изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания необыкновенного декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием.
Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию воспитания, осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.
На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых детей вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.
Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом занятии. Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, педагог может дополнять и изменять исходя из технологии, характерной для изготовления конкретного изделия.
В процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности:
- конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.;
|
|
- дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;
- дети приобретают навыки исследовательской деятельности;
- занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;
- опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
- дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое;
- программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия;
- занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей.
Педагогическая целесообразность образовательной программы «Художественная обработка древесины» заключается в том, что весь процесс обучения построен на определенных дидактических принципах обучения. Это:
-принцип доступности (при изучении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Применяются следующие правила: от известного к неизвестному; от простого к сложному; от главного к второстепенному;от общего к частному).
Принцип доступности обучения предполагает также соответствие учебного материала индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей, а также учебному времени. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.
Знания, умения, навыки, включенные в программу обучения должны быть доступны для детей, т.к. всякая учебная перегрузка может нанести вред здоровью, вызвать отрицательное отношение к обучению, нарушение дисциплины.
-принцип систематичности и последовательности выражается
в следующем: преемственность знаний (учебный материал распределен
по годам обучения так, что каждый новый материал опирается на ранее усвоенный и создает прочную базу для последующего обучения).
-принцип наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- принцип сознательности и активности: для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, самостоятельная работа, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества (творческие презентации).