Пояснительная записка. Информационная карта

Информационная карта

Образовательной программы дополнительного образования детей

«Художественная обработка древесины»

Полное название Дополнительная образовательная программа «Художественная обработка древесины»
Автор программы, должность, категория Коротков Сергей Геннадьевич к. пед.н.,доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «МарГУ» Чупряков Иван Сергеевич к. пед.н.,заведующий учебными мастерскими кафедры теории и методики технологии и профессионального образования института педагогики и психологии ФГБОУ ВПО «МарГУ»
Направленность программы Техническая
Тип программы Модифицированная
Сертификат на авторство (если программа авторская) -
Уровень освоения программы Общеразвивающая
Сроки реализации 1 год
Возраст обучающихся 13-16 лет
Цель программы Сформировать устойчивую мотивацию детей к познанию окружающего мира природы с помощью обучения творческой, вдумчивой работе с деревом – одним из самых любимых, распространенных материалов для декоративно-прикладного творчества, обеспечить всестороннее развитие личности обучающегося, удовлетворить потребность в практической деятельности, осуществляемой по законам красоты.
Рецензент программы  

Пояснительная записка

Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков. Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно – прикладному искусству. Народное декоративно – прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно – прикладного искусства проникают в быт людей.

Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка? В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». Этим требованиям отвечает образовательная программа «Художественная обработка древесины»

Новизна программы заключается в объединении традиций народов Республики Марий Эл в изготовлении декоративно-прикладных изделий из древесины и реализации творческой индивидуальности каждого обучающегося; в программе рассмотрены все элементы технологии художественной резьбы по дереву, выжиганию, выпиливанию, контурной, геометрической и домовой резьбы по дереву, начиная с формирования художественного образа прикладного изделия из природного материала и заканчивая его представлением на выставках.

Образовательная программа «Художественная обработка древесины» направлена:

- на обеспечение оптимального уровня образованности обучающихся, который характеризуется способностью решать задачи в различных сферах жизнедеятельности, опираясь на освоенный социальный опыт;

- на реализацию права семьи на выбор образовательных программ дополнительного образования. Особое внимание уделяется формированию личности обучающихся, а именно:

- повышению уровня культуры личности обучающихся;

- обеспечению возможности школьникам выбора образовательной деятельности;

- развитию способности к творческому самовыражению в образовательной, трудовой и творческой деятельности;

- развитию культуры умственного труда, навыков самообразования.

Названные ориентиры в условиях реализации образовательной программы ««Художественная обработка древесины»» обеспечивают обязательный минимум усвоения содержания образования и максимальный для каждого обучающегося уровень успешности, нацеливают на воспитание выпускника – человека и гражданина, уважающего права и свободы личности, ответственно относящегося к своей жизни и здоровью, обладающего культурными потребностями, самосознанием, коммуникативной культурой.

Актуальность программы заключается в соединении умственного и физического творческого труда, которое является одной из основ здорового и долговременного образа жизни человека. Программа содержит установку на познание многообразия живых существ на земле, свойства и строение дерева – самого распространенного природного материала, на раскрытие потребностей детей творить и осознавать свои возможности.

Образовательная программа широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности.

Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

В природе нет более универсального, доступного и красивого материала, чем древесина. Она обладает удивительными свойствами, легко поддается обработке.
Обработка древесины развивает художественный вкус, точность и аккуратность, прививает трудовые навыки при обработке фанеры и дерева, помогает научиться пользоваться различными инструментами. Опыт показал, что систематические занятия детей открывают возможность для развития инициативы, творчества, активизируют мысль.

Народное искусство - огромный мир духовного опыта народа, историческая основа, на которой развивается духовная и материальная культура нации. Народные умельцы накопили огромный опыт создания красивых деревянных изделий, украшенных разнообразными рисунками. В любом местном краеведческом музее можно увидеть предметы домашнего обихода, хозяйственный инвентарь, игрушки, не только мастерски сделанные, но и прекрасно декоративно украшенные. Для отделки изделий из древесины, кроме художественного выпиливания и резьбы, раскрашивания, лакировки, полировки, народные умельцы широко применяют выжигание. Нередко различные способы отделки изделий применяются в различной комбинации друг с другом. Так, например, очень часто выпиливание объединяется с выжиганием для создания необыкновенного декоративного эффекта. Иногда выпиливание и выжигание дополняют еще и раскрашиванием.

Выпиливание, выжигание, резьба по дереву способствуют формированию воспитания, осознанной целеустремленности и настойчивости в сочетании с терпеливостью, усидчивостью и более критическим отношением к своему труду и его результатам.

На занятиях даются теоретические сведения об инструментах, оборудовании и технологических процессах, о правилах и приемах безопасной работы. С учетом специфики состава обучаемых детей вопросы техники безопасности рассматриваются и повторяются многократно при изучении разных тем.

Данной программой предусматривается выполнение практических заданий учащимися на каждом занятии. Это, прежде всего, обучение стандартным навыкам и нормативно одобренным приемам, обеспечивающим безопасный и производительный труд. Перечень приемов, рекомендованных программой, педагог может дополнять и изменять исходя из технологии, характерной для изготовления конкретного изделия.

В процессе освоения данной образовательной программы у детей формируются личностные качества, необходимые в любом виде деятельности:

- конструктивное мышление, сосредоточенность, усидчивость, наблюдательность, целеустремленность и др.;

- дети приобретают навыки ручного труда, знакомятся с инструментами и материалами, овладевают навыками работы с ними, узнают технологию изготовления изделий;

- дети приобретают навыки исследовательской деятельности;
- занятия в объединении позволяют существенно влиять на трудовое воспитание, рационально использовать свободное время детей;
- опыт работы и общения в разновозрастном коллективе способствует развитию социально значимых коммуникативных качеств;
- дети получают возможность реализовать продукт своей деятельности, оценить его востребованность в социуме. Это могут быть подарки для друзей и близких, предметы интерьера в доме, сделанные своими руками и многое другое;
- программа позволяет и родителям включаться в это интересное занятие, больше общаться с детьми, разделять их увлечение, вместе переживать радость создания изделия;

- занятия способствуют формированию способностей ребенка видеть красоту природного материала, более эмоционально, «сердечно» воспринимать природу, бережно к ней относиться, чувствовать себя ее частицей.

Педагогическая целесообразность образовательной программы «Художественная обработка древесины» заключается в том, что весь процесс обучения построен на определенных дидактических принципах обучения. Это:

-принцип доступности (при изучении материала учитываются возрастные особенности детей, один и тот же материал по-разному преподаётся, в зависимости от возраста и субъективного опыта детей. Применяются следующие правила: от известного к неизвестному; от простого к сложному; от главного к второстепенному;от общего к частному).

Принцип доступности обучения предполагает также соответствие учебного материала индивидуальным особенностям, уровню подготовленности детей, а также учебному времени. При необходимости допускается повторение части материала через некоторое время.

Знания, умения, навыки, включенные в программу обучения должны быть доступны для детей, т.к. всякая учебная перегрузка может нанести вред здоровью, вызвать отрицательное отношение к обучению, нарушение дисциплины.

-принцип систематичности и последовательности выражается
в следующем: преемственность знаний (учебный материал распределен
по годам обучения так, что каждый новый материал опирается на ранее усвоенный и создает прочную базу для последующего обучения).

-принцип наглядности – человек получает через органы зрения почти в 5 раз больнее информации, чем через слух, поэтому на занятиях используются как наглядные материалы, так и обучающие программы.
- принцип сознательности и активности: для активизации деятельности детей используются такие формы обучения, как занятия-игры, конкурсы, самостоятельная работа, совместные обсуждения поставленных вопросов и дни свободного творчества (творческие презентации).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: