Ожидаемые результаты реализации программы

В результате освоения данной программы обучающиеся

должны знать:

· принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;

· основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);

· физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов;

· способы разметки по шаблону и чертежу;

· принцип подбора столярного инструмента - по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;

· назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

· иметь понятие о конструировании и моделировании;

· способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование;

· основные сведения о видах художественной обработки дерева на территории родного края, их характерные особенности;

· историю возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике республики;

· основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости;

· основные приёмы выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий;

· технологический процесс изготовления изделий и декорирование их выжиганием;

· названия и назначения инструментов (лобзик, шило, ручная дрель, пассатижи, струбцина;

· правила работы, уход и хранение инструментов;

· основные технологические этапы и приемы выпиливания;

· основные древесные породы (хвойные, лиственные, твердые и мягкие) и строение дерева (крона, ствол, корни);

· способы ручной обработки древесины и способы соединения деталей;

· правила отделки изделия;

· понятия о внешнем и внутреннем контуре;

· правила охраны труда и противопожарной безопасности, санитарии и гигиены;

· значение терминов: трафарет, контур (внутренний и внешний), угол (прямой, острый, тупой).

Должны уметь:

· рационально организовывать рабочее место. Соблюдать правила Техники безопасности;

· уметь читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;

· определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;

· производить разметку заготовки по шаблону и чертежу;

· применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;

· использовать станочное оборудование в процессе изготовления изделия;

· выполнять простейшие столярные операции;

· производить отделку столярных изделий с учётом дизайна;

· самостоятельно разрабатывать композиции для выжигания, резьбы и выполнять их;

· экономно расходовать материалы и электроэнергию;

· правильно подбирать инструменты для работы, выполнять работу поэтапно,

выполнять обработочные операции с использованием необходимых приспособлений по ходу работы, экономно расходовать материал,

бережно относиться к инструментам и приспособлениям, выпиливать по прямому и криволинейному контуру и правильно распределять силовую нагрузку на руки, выполнить зачетную работу.

Обучающиеся должны освоить, отработать и закрепить следующие навыки:

· владения основными ручными инструментами по обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике по дереву;

· выполнения операции точения, сверления, выпиливания, резьбы и мозаики;

· владения основными элементами графической грамотности;

· выполнения плоскостной разметки;

· разработки и составление композиции для выжигания, различных видов резьбы;

· выполнение декорирования изделий - выжиганием, различными видами резьбы.

Критерии и показатели оценки знаний обучающихся

Прямые:

· теоретический уровень знаний;

· степень овладения рабочими приёмами при работе с инструментами и приспособлениями;

· применение полученных знаний на практике;

· соблюдение технических и технологических требований;

· качество изготовления изделия - по внешнему виду готового изделия;

· изготовление изделия в установленные нормы времени;

· соблюдение правил техники безопасности, пожарной и электробезопасности, производственной санитарии и охраны среды.

Косвенные:

· экономия материалов;

· желание трудиться;

· познавательная активность и творческий подход;

· самостоятельность;

· партнёрские отношения при совместной работе.

·

· Формы контроля и учета достижений обучающихся

·

· Неотъемлемой частью образовательного процесса и педагогической деятельности является контроль за достижениями обучающихся.
В образовательной программе «Художественная обработка древесины» предусмотрены как текущие формы контроля (текущая успеваемость, устные ответы на занятиях, самостоятельные и проверочные работы, контрольные работы), так и обязательные формы контроля (итоговое тестирование).

· Цель контроля совпадает с целью образовательного процесса
и задачами управления им. По сути - цель контроля - контроль
за выполнением цели и задач программы.

· Задачи контроля:

· - определение фактического состояния знаний и умений обучающегося
в данный момент времени;

· - прогнозирование состояния обученности на будущий период времени;

· - определение причин и выявленных отклонений от заданных параметров образовательной программы;

· - обеспечение устойчивого состояния и темпа образовательного процесса.

· Объектами контроля являются:

· - знания обучающимися понятий, теории в области обработки древесины;

· - прикладные знания обучающихся при работе с инструментами и материалами;

· - соответствие знаний, умений и навыков обучающихся программе обучения;

· - уровень и качество творческого продукта (изделий, работ, проектов);

· - степень самостоятельности обучающимися в приобретении знаний;

· - развитие творческих способностей обучающихся.

· Критериями оценки знаний, умений и навыков учащихся являются:

· - уровень предусмотренных программой теоретических знаний (правильность, полнота, систематичность);

· - качество выполнения практических работ (соответствие техническим
и технологическим требованиям, правильные приемы выполнения работ);

· - умение пользоваться инструментами, правильная организация рабочего места, соблюдение правил техники безопасности;

· - умение объяснить значение, смысл выполняемых работ;

· - время, затраченное на выполнение работы.

· В первые дни обучения проводится предварительный (или входной) контроль, который позволяет увидеть не только исходную подготовку каждого ученика, но и выявить мотивацию прихода каждого ребенка
в объединение, индивидуальные вкусы, способности, склонности детей, что очень важно для осуществления дифференциального и индивидуального подходов к обучению, т.е. получить необходимую информацию для анализа и совершенствования образовательной программы. Такой контроль проводится в форме собеседования в сочетании с творческими заданиями.

· По мере реализации программы встает задача текущего контроля уровня усвоения знаний, умений и навыков с целью повышения ответственности и заинтересованности обучающихся в усвоении материала, своевременного выявления отстающих, а также опережающих обучение с целью наиболее эффективного подбора методов и средств обучения.

· Специфика программы дополнительного образования предполагает творческий подход к выбору форм педагогического контроля. Содержание контроля помимо информации о пройденном материале должно включать в себя эмоционально - нравственный и действенно - практический опыт участников образовательного процесса.

· В течение года проводится несколько контрольных занятий:
это самостоятельные работы, смотры-конкурсы выполненных работ, участие в мероприятиях районного и регионального уровня, контрольные работы и т.д.

· Кроме того в мае проводится итоговое занятие,
на котором подводятся результаты работы за год, анализируются достижения и допущенные ошибки, поощряются лучшие обучающиеся.

· Целью итогового контроля (итогового тестирования) обучающихся является определение степени достижения результатов обучения, закрепления знаний, ориентации учащихся на дальнейшее самостоятельное обучение, получение педагогом сведений для совершенствования образовательной программы и методик обучения.

· Поэтапная система отслеживания образовательных результатов
по каждому ребенку, начиная с первого момента взаимодействия с педагогом, позволяет увидеть его собственные успехи по сравнению с исходным уровнем. Регулярное отслеживание результатов может стать основой стимулирования и поощрения обучающегося за его труд, старания, прирост мастерства — что поддержит его стремление к новым успехам.

  • Формы подведения итогов учебного года:
  • 1.Выставки детского творчества в объединении.
  • 2.Участие детей в районных, республиканских выставках декоративно-прикладного творчества, конкурсах различного уровня.
  • 3.Итоговая аттестация (переводные испытания).
  • 4.Участие в Республиканской ярмарке- продаже изделии образовательных учреждении.

· Итоговая выставкапроводится с целью демонстрации достижений учащихся, уровня мастерства, техники исполнения работ, а также выявления и развития творческих способностей.

· Вполне очевидно, в ходе образовательного процесса контроль выполняет различные функции: ориентирующую, управляющую, диагностическую, развивающую и др. Разнообразные формы контроля знаний, умений и навыков учащихся позволяют руководителю объединения осуществлять точный, правильный выбор содержания, форм и методов обучения, регулировать ход образовательного процесса.

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

·

· Учебно – тематический план программы

Входные характеристики:

- начальные знания о назначении инструментов при обработке древесины;

- выполнение логических заданий педагога;

- умение общаться со сверстниками и взаимодействовать в коллективе.

№ п.п. Тема Практика Теория Всего часов
Модуль «Выжигание»(36 часов)
  Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию.      
  Декорирование изделий выжиганием.      
  Основы композиции.      
  Подготовка заготовок к работе.      
  Технология декорирования художественных изделий выжиганием.      
  Основные приёмы выжигания.      
  Технология выполнения приёмов выжигания      
  Отделка изделия.      
  Изготовление изделий и декорирование их выжиганием.      
  Изготовление поделок      
  Выставка поделок      
  Экскурсии   -  
  Заключительное занятие по модулю «Выжигание».      
Всего:      
Модуль «Выпиливание» (36 часов)
  Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП. Подбор материалов. Выпиливание всех деталей по размерам.      
  Выпиливание лобзиком сложных изделий из древесины. Приспособления для выпиливания.      
  Виды соединений деталей. Заготовки для выпиливания.      
  Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос на заготовку рисунка. Знакомство с чертежом, определение количества деталей, их формой размерами.      
  Стандартные приемы выпиливания Разметка, сверление (под шурупы). Зенкование отверстий.      
  Прямые и волнистые линии выпиливания, по шаблонам.      
  Отделка готовых деталей. Шлифовка поверхностей всех деталей.      
  Изготовление изделия для выставки.      
  Заключительное занятие.      
  Всего:      
Итого:      

Содержание тем модуля «Выжигание»:

ТЕМА 1: «Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию». Образовательная программа и план работы объединения, инструктажи по охране труда и технике безопасности, правила поведения в ходе учебных занятий, мероприятий и выполнения самостоятельных работ. Организация рабочего места обучающегося. Выборы старосты. Инструменты и приспособления для выполнения работ по выжиганию. ТБ при работе с электровыжигателем. Правила техники безопасности, пожарной и электробезопасности, санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.

ТЕМА 2: «Декорирование изделий выжиганием». Технология декорирования изделий выжиганием. Подготовка материалов. Перевод рисунка. Приёмы выжигания.

ТЕМА 3: «Основы композиции». Технология создания композиции с использованием отдельных элементов, выполненных электровыжигателем. Основы композиции. Основные принципы композиции. Форма и конструкция изделия.

ТЕМА 4: «Подготовка заготовок к работе». Практическая работа: подготовка древесины к работе, выполнение контурного рисунка на древесине. Основные требования к инструменту. Уход за инструментом.

ТЕМА 5: «Технология декорирования художественных изделий выжиганием». Подготовка материалов. Перевод рисунка. Приёмы выжигания. Способы соединения деталей. Сборка изделия. Устранение дефектов. Прозрачная отделка. Практическая работа: выполнение контурного выжигания.

ТЕМА 6: «Основные приёмы выжигания». Технология основных приёмов выжигания. Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания.

ТЕМА 7: «Технология выполнения приёмов выжигания».

Устройство прибора для выжигания и техника безопасности при работе с ним. Технология контурного выжигания. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка. Приемы перевода рисунка на основу. Способы отделки готового изделия. Обучение приемам работы с электрическим выжигателем. Отработка техники контурного выжигания. Подбор рисунка для контурного выжигания, перевод рисунка на основу. Работа над изделием. Способы отделки готового изделия.

Практическая работа: совершенствование приёмов выжигания. Освоение приёмов выжигания. Выполнение настенного панно.

ТЕМА 8: «Отделка изделия». Сущность выжигания. Инструменты и приспособления, используемые при выжигании. Нанесение рисунка. Технология выполнения операций по выжиганию. Выжигание орнаментальных композиций с помощью нагретых металлических стержней определенного профиля (штемпелей). Нанесение светотеней. Использование художественного выжигания для отделки изделий из дерева. Композиционное решение художественного оформления изделия.
Практическая работа: выполнение настенного панно. Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы.

Устранение дефектов. Прозрачная отделка.

ТЕМА 9: «Изготовление изделий и декорирование их выжиганием». Технология выжигания с оттенком. Выбор древесных материалов с учетом особенностей рисунка и техники выжигания. Приемы стилизации рисунка для выжигания с оттенком.Обучение технике выжигания с оттенком. Подбор материала с учетом особенностей рисунка и техники выжигания. Стилизация рисунка для выжигания с оттенком. Перевод рисунка на основу. Работа над изделием. Отделка готового изделия.

Практическая работа: выполнение настенного панно. Форма и конструкция изделия. Назначение и виды орнамента. Симметрия.

Изделия со сложным орнаментом.

ТЕМА 10: «Изготовление поделок». Основы проектной деятельности. Выбор темы проекта по контурному выжиганию. Выбор эскиза проекта. Обоснование этапов реализации проекта. Работа со специальной литературой по выбранной теме. Составление обоснования проекта. Подготовка основы для контурного выжигания. Перевод рисунка (эскиза) на основу. Работа над изделием по проекту. Защита проекта. Мини-выставка проектов изделий, декорированных контурным выжиганием.

Практическая работа: выполнение поделок по предложенным темам и по желанию детей. Обработка поделок, подготовка к выставке. Подарочные поделки.

ТЕМА 11: «Выставка поделок». Представление поделок на выставку (в объединении, на районную выставку, на республиканскую). Результаты выставки, отзывы о работах. Анализ качества работ, коррекция техники выполнения работ, перспективное планирование работ.

ТЕМА 12: «Экскурсии». Посещение выставок художественно-прикладных изделий, выставок народного творчества, выставок стендовых моделей, музеев.

ТЕМА 13: «Заключительное занятие по модулю «выжигание»». Подведение итогов работы над модулем «Выжигание». Задание на каникулы: подготовить подарочные работы родителям, родственникам.

Содержание тем модуля «Выпиливание»:

ТЕМА 14: «Строение дерева. Свойства древесины. Породы деревьев. Виды и свойства фанеры, ДВП. Подбор материалов.Древесина. Материалы, получаемые из древесины (доски, фанера, ДВП, ДСП). Свойства различных пород древесины. Технология ручной обработки древесины. Инструменты и приспособления, используемые при обработке древесины, техника безопасности при работе с ними.

Практика: Определение породы древесины по образцу, характеристика ее качеств. Подбор материала в соответствии с замыслом работы и техникой исполнения. Подготовка деревянной основы к работе. Выпиливание деталей по размерам.

ТЕМА 15: «Выпиливание лобзиком сложных изделий из древесины. Приспособления для выпиливания». Подготовка инструментов к работе. Основной инструмент – ручной лобзик. Инструменты и приспособления – упорная дощечка, пилки, шило, надфили, ручная дрель, пассатижи, струбцина. Основной материал – фанера (3-4мм), подготовка материала к выпиливанию. Перевод рисунка на фанеру при помощи трафарета. Техника выпиливания. Правила соединения деталей. Соблюдение правил безопасности труда при обработке древесины. Зачистка поверхностей деревянных изделий наждачной бумагой. Практическая работа: Пропиловка прямых и волнистых линий, тупых и острых углов. Зачистка поверхности заготовки. Перевод рисунка на фанеру при помощи трафарета.

Приспособление для стягивания лобзика. Подготовка основы для выпиливания. Приемы выпиливания по внутреннему контуру. Инструменты для создания отверстий при выпиливании по внутреннему контуру. Способы отделки готового изделия.

Практика: Обучение приемам работы лобзиком с соблюдением правил техники безопасности. Отработка техники выпиливания по внутреннему контуру. Подготовка основы для выпиливания. Перевод рисунка на основу. Работа над изделием. Отделка готового изделия. Особенности работы со сложными изделиями. Точность перенесения рисунка на заготовку. Понятия «Чертеж», «Эскиз», «Рисунок». Дополнительные приспособления для выпиливания. Выбор образца изделия.

ТЕМА 16: «Виды соединений деталей. Заготовки для выпиливания». Соединения деталей между собой. Виды соединений. Подготовка заготовки к работе, ее первичная обработка. Выбор материала.

Технология выпиливания орнамента. Виды орнамента применяемые в работах лобзиком. Фурнитура. Конструкция, форма изделия. Подготовка материалов, рисунка. Перевод рисунка на заготовку. Практическая работа: выпиливание лобзиком частей к корзиночке для конфет. Назначение и виды орнамента: симметрия; орнаментальные розетты и полосы; сетчатый орнамент.

ТЕМА 17: «Дополнительные инструменты. Используемые материалы. Перенос на заготовку рисунка. Знакомство с чертежом, определение количества деталей, их формой размерами».

Подбор древесины для объемного сувенира. Правила переноса рисунка на основу. Технология выпиливания лобзиком из целого куска дерева. Технология обработки заготовки наждачной бумагой. Технология нанесения линий и рисунка при помощи резца. Приемы работы и правила ТБ при работе на сверлильном станке. Разметка и сверление отверстий. Сборка изделия при помощи клея. Выбор материала в соответствии со свойствами древесины и творческим замыслом. Подбор рисунка, внесение корректив и разработка эскиза изделия. Перенос рисунка на древесину. Выпиливание заготовки лобзиком из целого куска древесины. Обработка заготовки наждачной бумагой. Нанесение на заготовку линий и рисунка при помощи резца. Разметка и сверление отверстий на станке. Сборка и отделка готового изделия.

ТЕМА 18: «Стандартные приемы выпиливания. Разметка, сверление (под шурупы). Зенкование отверстий».

Технология сборочных и отделочных работ. Способы соединения деталей. Форма и конструкция деталей. Практическая работа: зачистка и протравка морилкой древесины для корзиночки. Плоские, объёмные изделия.

Изделия округлой формы. изделия со сложным орнаментом. Практическая работа: сборка корзиночки для конфет. Соединение деталей с помощью гвоздей и шурупов. Сборка изделий, проверка правильности сборки.

ТЕМА 19: «Прямые и волнистые линии. Выпиливание по шаблонам». Выпиливание изделия по контуру. Выпиливание фигур по внутреннему контуру. Обработка кромки изделия. Нанесение рисунка на подготовленную поверхность

ТЕМА 20: «Отделка готовых деталей. Шлифовка поверхностей всех деталей». Отделочные материалы. Нетрадиционные материалы. Облицовывание шпоном. Циклование и шлифование. Устранение дефектов. Прозрачная отделка. Отделка изделий олифой или лаком.

Практическая работа: Изготовление моделей: кухонная лопатка, разделочная доска «бабочка», подставка для салфеток, карандашница, подставка для книг, подставка для дисков, рамка для фотографии, стойка для книг «Лошади». Зачетная работа на выбор: шкатулка для ниток, конфетница, полка с зеркалом.

ТЕМА 21: «Изготовление изделия для выставки».

Работа с литературой. Посещение выставок декоративно-прикладного искусства, анализ экспонатов. Встречи с мастерами декоративно-прикладного творчества. Выбор тематики изделия и техники его исполнения.Работа над обоснованием и презентацией проекта. Выполнение эскиза. Внесение корректировки в зависимости от материала и техники исполнения. Выполнение работы в материале. Отделка готового изделия. Защита проекта.

Разработка и изготовление сувениров с военной символикой для поздравления ветеранов Великой Отечественной войны. Оформление подарков с сувенирами. Вручение ветеранам ВОВ подарков, изготовленных руками обучающихся. Проведение выставки изделий объединения, посвященной Дню Победы.

ТЕМА 22: «Заключительное занятие». Подведение итогов работы за первый год обучения. Организация выставки работ обучающихся для родителей. Ожидаемые результаты первого года обучения: итогом первого года обучения является выставка поделок и изготовление стендов, оформление фойе учреждения, участие в различных районных и республиканских конкурсах декоративно-прикладного искусства.

· Учебно – тематический план программы

№ п.п.   Практика Теория Всего часов
Модуль «Контурная резьба по дереву» (36 часов)
  Разновидности резьбы по дереву.      
  Основы материаловедения.      
  Материалы, инструменты и приспособления.      
  Технические приёмы контурной резьбы по дереву.      
  Художественно-эстетические основы контурной резьбы по дереву      
  Сборочные и отделочные работы.      
  Творческий проект      
  Выпускная работа      
  Заключительное занятие по модулю «Контурная резьба по дереву»      
  Всего:      
Модуль «Геометрическая и домовая резьба по дереву (36 часов)
  Технология и декоративные особенности геометрической резьбы.      
  Азбука геометрических элементов.      
  Узор геометрических элементов сложных композиций.      
  Отделочные работы.      
  Опиливание и шлифование      
  Подготовка выпускной работы. Отделка изделия лакокрасочными материалами.      
  Переводные испытания (защита проекта)      
  Заключительное занятие. Выставка работ обучающихся и ее обсуждение. Подведение итогов года, награждение.      
  Всего:      
  Итого:      

Содержание тем модуля «Контурная резьба по дереву»:

ТЕМА 1: «Разновидности резьбы по дереву». Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева. История возникновения и развития местного промысла по художественной обработке дерева, его роль в экономике республики. Понятие о видах резьбы (плосковыемчатая, плоскорельефная, рельефная, контурная, скульптурная, домовая). Материалы, применяемые для резьбы по дереву, условия их выбора. Подготовка материала. Оборудование. Инструменты и приспособления для резьбы по дереву. Принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности. Основные понятия графики, графического изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок). Основы композиции: основные принципы декоративного оформления плоскости. Назначение и устройство станков и электрооборудования (электровыжигателя, электродрели, токарного станка по обработке древесины, сверлильного станка, электролобзика, электрофрезера);

ТЕМА 2: «Основы материаловедения». Разновидности материалов.

Технология подготовки материала, Выбор материала Технико-технологические сведения. Декоративные свойства дерева. Клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий. Отделочные материалы и отделка.

Способы предупреждения и устранения дефектов материалов.

ТЕМА 3: «Материалы, инструменты и приспособления»

Основные правила и приемы резьбы по дереву. Положение рук резчика при выполнении резьбы «на себя» и «от себя». Перемещение заготовки на столе и способы крепления ее на столе. Срез по наклонной. Срез поперек волокон древесины. Срез по торцевой поверхности древесины. Резьба двухсторонней выемки поперек волокон. Резьба под углом к волокнам. Резьба вдоль волокон. Резьба полукруглой выемки под углом к волокнам. Резьба круглой вогнутой выемки, расположенной на пласти. Резьба круглой выпуклой формы на пласти. Техника безопасности при выполнении работ острорежущим инструментом. Упражнения в выполнении срезов ножом-резаком и полукруглой стамеской. Выполнение резьбы сеток. Приемы работы на трех основных сторонах заготовки. Изготовление разновидностей подносов. Изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе. Технико-технологические сведения о инструментах. Виды ручного инструмента, требования к нему. Технология изготовления инструментов. Подготовка к работе. Практическая работа: изготовление инструмента для резьбы по дереву и подготовка его к работе.Изготовление ножа-косяка, одностороннего прокола, двухстороннего прокола. Народные художественные традиции; Виды и особенности резьбы по дереву. Источники орнаментальных узоров. Контурное выпиливание.

ТЕМА 4: «Технические приёмы контурной резьбы по дереву».

Контурное гравирование по светлой и тонированной древесине. Пластический характер решения композиции. Характер подготовительного рисунка в зависимости от инструмента и характера деревянной поверхности. Способы перевода рисунка на темный фон. Техника безопасности при выполнении контурной резьбы. Характеристика контурной резьбы, геометрической резьбы, плоскорельефной резьбы, рельефной резьбы, домовой резьбы, ажурной резьбы, объемной резьбы, комбинированной резьбы. Технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы. Виды резьбы по дереву, их характерные особенности и разновидности. Правила безопасности труда при работе режущими инструментами. Технология выполнения контурной резьбы. Технико-технологические сведения. Своеобразие резьбы. Особенности композиции орнаментов. Подготовка изделия к резьбе.

Практическая работа: Выполнение орнамента.

ТЕМА 5: «Художественно-эстетические основы контурной резьбы по дереву». Особенности техники контурной резьбы. Элементы контурной резьбы. Техника выполнения контурной резьбы. Скульптурная резьба. Элементы, техника выполнения. Виды художественной обработки дерева на территории Республики Марий Эл, их характерные особенности.

Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками. Условия и правила безопасности труда). Полирование.

Характерные особенности композиционного построения контурной резьбы, ее специфические черты. Отличие рисунка с натуры от подготовительного рисунка для резьбы, имеющего декоративный характер. Выбор материала. склеивание основы под резьбу.Разработка геометрического узора на заданной поверхности изделия. Выполнение резьбы. Отделка деревянной резной поверхности доступным способом.

ТЕМА 6: «Сборочные и отделочные работы». Обработка поверхности древесины ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск). Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов). Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов. Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование. Народные ремесла. Виды росписи. Хохломская роспись. Полхов-Майданская роспись, Городецкая роспись. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне. Перенос ее на заготовку. Практическая работа: изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне, перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения. Составление резной композиции, перенос ее на заготовку. Способы выполнения резьбы. Безопасность труда при резьбе.
ТЕМА 7: «Творческий проект». Выбор и самостоятельная разработка проекта. Разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, контурная резьба), отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т.д.) Изготовление изделия и декорирование ее контурной резьбой. Технико-технологические сведения: подбор материала;

составление резной композиции; перенос ее на заготовку; способы выполнения резьбы; отделка изделия; безопасность труда при резьбе.

Защита проекта.

ТЕМА 8: «Выпускная работа». Обучающийся сам выбирает вариант изделия из числа предложенных и работает над ней самостоятельно. При необходимости прибегает к помощи педагога.

ТЕМА 9: «Заключительное занятие по модулю «Контурная резьба по дереву». Подведение итогов работы по модулю «Контурная резьба по дереву». Выставка объединения по данному разделу программы. Презентация выпускной работы. Задание на каникулы.

Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение выполненных работ. Отбор лучших поделок на выставку декоративно-прикладного творчества детей. Подведение итогов.

Содержание тем модуля «Геометрическая и домовая резьба по дереву»:

ТЕМА 10: «Технология и декоративные особенности геометрической и домовой резьбы». Геометрическая и домовая резьба по дереву. Технология выполнения геометрической и домовой резьбы по дереву. Технико-технологические сведения. История возникновения и развития. Особенности и элементы геометрической резьбы, сочетание различных элементов. Способы вычерчивания орнамента. Материалы, инструменты. Способы выполнения резьбы. Безопасность труда при резьбе. Практическая работа: освоение приемов выполнения геометрической и домовой резьбы. Подготовка к резьбе. Резьба прямых двухгранных выемок. Резьба трехгранных выемок. Выполнение скобчатых порезок (лунок) Технико-технологические сведения. Сочетание треугольников с прямыми и кривыми сторонами, со сторонами разной длины, с миндалевидными углублениями. Морщинистая резьба. Безопасность труда при резьбе. Выполнение простейшего орнамента.

ТЕМА 11: «Азбука геометрических элементов». Особенности техники геометрической и домовой резьбы. Элементы геометрической и домовой резьбы. Техника выполнения геометрической и домовой резьбы. Скульптурная резьба. Элементы, техника выполнения. Виды художественной обработки дерева на территории Республики Марий Эл, их характерные особенности. Способы изготовления профильных стамесок в домашних условиях. Требования к ручкам (черенкам) стамесок и ножей-резаков. Заточка и правка профильных стамесок на электроточиле и вручную. Техника безопасности. Заточка и правка основного инструмента резчика по дереву. Изготовление основного ручного инструмента резчика по дереву для индивидуального пользования.

Основные понятия о композиции: понятие о выразительности, цельности, единстве и технологии композиции. Центр композиции. Понятие о симметрии, системе осей и ритме. Пропорциональность элементов композиции. Понятие о масштабе предмета. Значение структуры древесины и украшений в композиции. Принципы построения объемных композиций: объемно-фронтальные, объемно-пространственные, глубинно-

пространственные композиции. Проектное оформление работ обучающихся.

ТЕМА 12: «Узор геометрических элементов сложных композиций».

Общие основы художественного конструирования. Понятие об орнаменте на узоре. Виды орнаментов: геометрический, растительный, геральдический и др. Основы построения узоров (в круге, квадрате и т.д.) Технология изготовления орнамента. Общие сведения об орнаменте. Технология выполнения сюжетного набора. Сочетание треугольников: с прямыми и кривыми сторонами; со сторонами разной длины; с миндалевидными углублениями; морщинистая резьба. Безопасность труда при резьбе.
Геометрический орнамент, растительный орнамент и их виды. Животный орнамент, геральдический орнамент, ленточные орнаменты. Розетка. Ажурный орнамент. Плетенка. Арабеска. Пальметта. Венок. Букля. Бусы. Гордон. Жгут. Гирлянда. Волюта. Завиток. Картуш. Панно. Люнет. Городковый орнамент. Солярные знаки. Способы копирования орнаментов.

Виды рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф. Технология выполнения рельефной резьбы на плоской поверхности с непрорезанным фоном, на профильной поверхности (карнизе). Применяемый инструмент. Техника безопасности. Подготовка основы. разработка и нанесение орнамента рисунка. Исполнение рельефной резьбы. Изготовление панно.

Краткие сведения об искусстве инкрустации. Ознакомление с материалами и инструментом. Техника выполнения контурных вставок, насечек медью, латунью, алюминием, жестью. Композиция с растительными мотивами. Деревянные точеные изделия с элементами инкрустации. Отделка. техника безопасности. Создание узора на деревянной основе изделия с учетом применения элементов инкрустации – контурных дорожек, насечки, бляшек и их сочетаний.

ТЕМА 13: «Отделочные работы». Обработка поверхности древесины ручными инструментами. Механизированная подготовка поверхностей. Приспособления для механизированной шлифовки древесины (шлифовальный диск). Подготовка древесины под следующую отделку (порозаполнение, снятие ворса, заделка дефектов). Физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства материалов. Способы отделки древесины - грунтовка, шлифование, окраска, лакирование, полирование.

Домовая резьба. Элементы, техника выполнения. способы разметки по шаблону и чертежу; принцип подбора столярного инструмента по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов. Рельефная и скульптурная резьба. Технология выполнения рельефной и скульптурной резьбы Технико-технологические сведения. виды плоскорельефной резьбы. художественно-стилевые особенности резьбы.

Материалы, инструменты и приспособления. Приемы выполнения видов резьбы. Требования к качеству резьбы. Безопасность труда при ее выполнении.

Народные ремесла. Виды росписи. Хохломская роспись. Полхов-Майданская роспись, Городецкая роспись. Изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне, перенос ее на заготовку. Практическая работа: изготовление простого художественного изделия столярным способом. Составление композиции на шаблоне, перенос ее на заготовку. Технико-технологические сведения. Составление резной композиции. Способы выполнения резьбы. Безопасность труда при резьбе. Воскование (отделка под воск). Лакирование (виды лаков, область их применения, технология покрытия поверхностей лаками. Условия и правила безопасности труда). Полирование.

ТЕМА 14: «Опиливание и шлифование». Материалы, инструменты, приспособления. Технология отделки изделия. Качество отделочных работ. Безопасность труда. Технология подготовки изделия к опиливанию и ошкуриванию, Выбор материала для обработки. Технико-технологические сведения: декоративные свойства дерева; клеи, склеивание, облицовывание художественных изделий; отделочные материалы и отделка; способы предупреждения и устранения дефектов

ТЕМА 15: «Подготовка выпускной работы. Отделка изделия лакокрасочными материалами». Выбор темы проекта. Художественное оформление проекта. Подбор материала. Склеивание основы под резьбу. Виды отделки резной поверхности. Техника безопасности. Выбор сюжета. Выполнение подготовительного рисунка с тональной передачей резного рельефа. Исполнение резного рельефа. Отделка деревянной поверхности рельефной резьбы доступным способом. Изготовление резных пластин по сюжетам народных сказок. Изготовление разделочной доски и декорирование ее геометрической резьбой. Технико-технологические сведения: подбор материала; составление резной композиции; перенос ее на заготовку; способы выполнения резьбы; отделка изделия; безопасность труда при резьбе. Защита проекта.

ТЕМА 16: «Переводные испытания (защита проекта)»

Выбор и самостоятельная разработка проекта. Разработка эскизов изделий для последующей художественной отделки. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Художественная отделка поверхностей изделий (выжигание, выпиливание, геометрическая резьба), отделка древесины различными способами (лакокрасочными материалами, морилкой, вощением и т.д.). Представление проекта на обсуждение. Защита выпускной работы.

Составление расчетно-технологической части проекта: назначение, характеристика изделия; характеристика применяемого оборудования, инструмента, рабочего места; разработка технологического процесса на изготовление изделия; безопасные приемы работы; графическая часть проекта (художественно-технологический эскиз изделия).

Изготовление изделия из дерева художественно-прикладной направленности с представлением и защитой его на итоговом занятии.

ТЕМА 17: «Заключительное занятие. Выставка работ обучающихся и ее обсуждение. Подведение итогов года, награждение».

Анализ проделанной работы за год. Коллективное обсуждение выполненных работ. Отбор лучших поделок на выставку декоративно-прикладного творчества детей. Подведение итогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: