На занятиях, условно называемых письмо, решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки.
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ
Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки умственно отсталых детей.
Большое значение для развития зрительного восприятия имеют занятия изобразительной деятельностью, а для развития пространственной ориентировки — занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.
|
|
Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера.
Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.
Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:
1. по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);
2. по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);
3. по словесной инструкции (под диктовку).
Важно к концу каждого этапа добиваться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:
· выделение предметов из группы данных;
· выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов);
· группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);
· выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);
· выбор и группировка геометрических форм;
|
|
· конструирование из данных геометрических форм;
· выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);
· конструирование из данных геометрических фигур;
· выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;
· конструирование из цветных палочек и полосок бумаги;
· конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию;
· свободное конструирование.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ (подготовка к письму)
Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.
Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.
Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.
Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):
· на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;
· на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;
· сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;
· противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;
· сжимание пальцев в кулачок и разжимание;
· «крючки»;
· «щелчки»;
· специальные упражнения для держания карандаша;
· правильное держание карандаша или ручки.
Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:
· обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;
· рисование знакомых предметов и их раскрашивание;
· обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);
· рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;
· рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);
· рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);
· обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;
· составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;
· рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);
· соединение палочек в разных сочетаниях;
· орнамент из палочек, их сочетаний;
· орнамент из геометрических фигур.
Подготовка к написанию букв (элементы букв):
· наклонные палочки короткие и длинные;
|
|
· палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);
· овал (о);
· полуовалы;
· петелька вверху и внизу;
элемент буквы (е);
· палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.
Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, п). Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы. В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся концу подготовительного класса
Учащиеся должны знать:
· названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;
· названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);
· названия дней: вчера, сегодня, завтра;
· названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;
· свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;
· свой адрес, проезд к дому и к школе;
· наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.
Учащиеся должны уметь:
· отвечать на вопрос простой фразой;
· составлять предложение по несложной ситуативной картинке;
· связно высказываться по несложной сюжетной картинке;
· правильно произносить все поставленные звуки, стараться
· употреблять их в речи;
· выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;
· пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.