Письмо (2 ч в неделю)

На занятиях, условно называемых письмо, решаются задачи подготовки учащихся к овладению зрительным образом букв, а также их начертанием, т. е. развивается и корригируется моторика мелких мышц руки.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ И ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки является одной из важных задач дошкольной подготовки умственно отсталых детей.

Большое значение для развития зрительного восприятия имеют занятия изобразительной деятельностью, а для развития пространственной ориентировки — занятия конструированием. Для обучения чтению и письму важно запомнить образы букв (печатных, прописных, заглавных), отличать данную букву от других, основываясь на признаках сходства и различия. Эта трудная аналитико-синтетическая деятельность, в основе которой лежит зрительное восприятие, не может успешно осуществляться, если дети не будут к ней подготовлены. Для решения данной задачи на занятиях могут быть использованы специальные упражнения, которые рекомендуется проводить в виде дидактических игр.

Материал для занятий: дидактические игры, игрушки, мозаика, предметные картинки; счетный материал (цветные палочки, грибочки, яблочки и др.); природный материал (засушенные листья, цветы, желуди, шишки и др.); геометрические формы (кубики, брусочки, шарики, пирамидки); геометрические фигуры (квадраты, треугольники, круги, прямоугольники); полоски бумаги, леготехнологии (ЛЕГО ДУПЛО) для коррекции и развития психомоторики и сенсорных процессов. Используемый для занятий материал должен быть разного цвета (черный, синий, зеленый, красный, желтый, белый) и размера.

Первые упражнения рекомендуется проводить с игрушками и природным материалом, которые затем заменяются геометрическими формами, геометрическими фигурами, а затем полосками бумаги или счетными палочками.

Все занятия рекомендуется разделить на несколько этапов, а упражнения выполнять по трем направлениям:

1. по показу («Сделай точно так, как я. Сравни, правильно ли сделал»);

2. по памяти после предварительного анализа («Запомни. Сделай так же. Сравни»);

3. по словесной инструкции (под диктовку).

Важно к концу каждого этапа добиваться большей самостоятельности при выполнении предложенного задания:

· выделение предметов из группы данных;

· выделение предметов из группы однородных (не более трех предметов);

· группировка предметов по основным признакам (цвету, форме, величине);

· выбор и группировка изображенных на рисунках предметов (листья, желуди, шишки, яблоки, огурцы, помидоры и др.);

· выбор и группировка геометрических форм;

· конструирование из данных геометрических форм;

· выбор и группировка геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг);

· конструирование из данных геометрических фигур;

· выбор и группировка по цвету и размеру палочек или полосок бумаги;

· конструирование из цветных палочек и полосок бумаги;

· конструирование из усвоенных геометрических форм, фигур, цветных палочек и полосок бумаги по предложенному заданию;

· свободное конструирование.

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУКИ (подготовка к письму)

Развитие мелкой моторики руки является важным моментом в общей системе подготовки умственно отсталого дошкольника к школе. Эта задача успешно решается на занятиях по физическому воспитанию (игры с мячом, с палкой, лазанье по шведской стенке и др.), а также на уроках труда (лепка, вырезывание, наклеивание и др.). Учитывая, что письмо является сложным психофизиологическим актом, большую роль в котором играет моторика руки, скоординированность движений руки и речевой моторики, в подготовительный период необходимо проводить систему специальных занятий по подготовке руки ребенка к письму.

Для умственно отсталого дошкольника эти занятия являются важными еще и потому, что у него наблюдается не только отставание развития моторики руки от речевой моторики, как и у детей с нормальным интеллектуальным развитием, но и нарушение моторики, которое требует специальной коррекции.

Следует помнить, что длинные мышцы руки развиваются раньше мелких мышц, поэтому следует строить упражнения в такой последовательности, чтобы вначале были больше задействованы именно длинные мышцы (т. е. задания даются на больших листах бумаги и более крупные). Постепенно размер заданных упражнений уменьшается до размера строки.

Перед каждым занятием проводятся специальные упражнения для укрепления и развития мелкой моторики руки. Упражнения проводятся на вытянутых и на согнутых перед собой руках (ладони вверх или вниз, одновременно, попеременно):

· на вытянутых руках ладони вверх, вниз, одновременно, попеременно одной и другой рукой;

· на вытянутых руках или согнутых; пальцы в стороны, вместе, при положении ладоней вверх-вниз;

· сгибание и разгибание пальцев рук одной руки другой;

· противопоставление пальцев одной руки пальцам другой;

· сжимание пальцев в кулачок и разжимание;

· «крючки»;

· «щелчки»;

· специальные упражнения для держания карандаша;

· правильное держание карандаша или ручки.

Упражнения для подготовки руки к письму осуществляются в следующей последовательности:

· обведение по шаблону или трафарету знакомых детям предметов (яблоко, груша, огурец, морковь, помидор или др.); раскрашивание;

· рисование знакомых предметов и их раскрашивание;

· обводка, раскрашивание и штриховка геометрических фигур (круга, квадрата, прямоугольника, треугольника, овала);

· рисование геометрических фигур, а на их основе знакомых предметов и раскрашивание: круг — мяч, шар, яблоко, помидор, солнце и др.; квадрат — флажок; треугольник — елочка; овал — морковь, банан; квадрат и треугольник — домик и др.;

· рисование геометрических фигур по клеткам (по ориентировочным точкам, по тонким линиям — обводка);

· рисование геометрических фигур по линейке (по ориентировочным точкам и линиям);

· обведение клеток по образцу, по точкам, самостоятельно;

· составление из обведенных клеток орнаментов, раскрашивание их одним цветом, разным цветом;

· рисование по линейкам: линии, палочки (прямые, наклонные по ориентирам);

· соединение палочек в разных сочетаниях;

· орнамент из палочек, их сочетаний;

· орнамент из геометрических фигур.

Подготовка к написанию букв (элементы букв):

· наклонные палочки короткие и длинные;

· палочки с закруглением внизу и вверху (крючки);

· овал (о);

· полуовалы;

· петелька вверху и внизу;

элемент буквы (е);

· палочки с закруглением вверху и внизу (г) и др.

Предполагается написание каждого элемента в отдельности, соединения из одного и того же элемента, соединения из разных элементов, напоминающие образы букв (а, у, в, т, п). Написание элементов может сопровождаться рисованием предметов, в изображения которых входят данные элементы. В подготовительном классе не предполагается обучение чтению и письму. В то же время, если ко второй половине года отдельные ученики готовы к овладению грамотой, можно сделать попытки обучать их по программе начала 1 класса.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся концу подготовительного класса

Учащиеся должны знать:

· названия предметов их ближайшего окружения и узнавать их среди других предметов и на картинках;

· названия основных цветов, форму и размер предметов (большой, маленький);

· названия дней: вчера, сегодня, завтра;

· названия частей суток: утро, день, вечер, ночь;

· свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, ближайших родственников;

· свой адрес, проезд к дому и к школе;

· наизусть 2—3 коротких стихотворения или четверостишия.

Учащиеся должны уметь:

· отвечать на вопрос простой фразой;

· составлять предложение по несложной ситуативной картинке;

· связно высказываться по несложной сюжетной картинке;

· правильно произносить все поставленные звуки, стараться

· употреблять их в речи;

· выделять первый звук в слове, слышать нужный звук;

· пользоваться тетрадью, правильно держать ручку, владеть орнаментальным рисованием в тетради, писать элементы букв, соблюдая строчки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: