1. Понятие основных средств и их оценка
2. Учет поступления и использования основных средств
3. Амортизация основных средств
4. Ремонт основных средств
5. Выбытие основных средств
6. Переоценка основных средств
7. Инвентаризация основных средств
(1)
В отечественной бухгалтерской практике учет основных средств регулируется на нормативном уровне ¾ ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина РФ № 26н от 30.03.01), и на методическом уровне ¾ Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств (утв. приказом Минфина РФ № 91н от 13.10.03 г.), а также отдельные вопросы касательно ОС отражаются в Методических указаниях по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Минфина № 49 от 13.06.95 г.).
Согласно п. 4 ПБУ 6/01 при отнесении имущества к основным средствам принимаются во внимание 4 критерия:
а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Для принятия актива в состав основных средств необходимо единовременное выполнение выше перечисленных условий.
Некоммерческая организация принимает объект к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если он предназначен для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в т.ч. в предпринимательской деятельности, осуществляемой в соответствии с законодательством РФ), для управленческих нужд некоммерческой организации, а также если выполняются условия, установленные в подпунктах «б» и «в» настоящего пункта.
Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в п. 4 и стоимостью не более 20000 р. за единицу, могут отражаться в бух. учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.
Срок полезного использования — это период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Под словами «полезное использование» следует понимать согласно п. 4 ПБУ 6/01 возможность приносить доход. Для отдельных групп основных средств срок полезного использования определяется исходя из количества продукции, ожидаемого к получению при использовании данного объекта в производственном процессе.
Во всех случаях к основным средствам организации независимо от срока службы не относятся: машины и оборудование, иные аналогичные материальные объекты, числящиеся как готовые изделия или товары для перепродажи на складах изготовителей или перепродающих организаций; предметы, сданные в монтаж или подлежащие монтажу, находящиеся в пути; капитальные и финансовые вложения.
Согласно п. 5 ПБУ 6/01 к основным средствам относятся: здания, сооружения, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий, продуктивный и племенной скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие аналогичные объекты.
В состав основных средств также включаются: осуществленные капитальные вложения в арендованные объекты, в коренное улучшение земель, кроме того, земельные участки и объекты природопользования, приобретенные организацией в собственность.
Единицей бухгалтерского учета основных средств выступает инвентарный объект, т.е. объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения отдельных самостоятельных функций или же комплекс предметов, предназначенный для выполнения определенной работы. В случае наличия у одного объекта нескольких самостоятельных частей, имеющих разный срок полезного использования, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Объект основных средств находящийся в собственности двух или нескольких организаций, отражается каждой организацией в составе основных средств соразмерно ее доле в общей стоимости.
Важное значение в бухгалтерском учете имеет оценка основных средств. К бухгалтерскому учету согласно п. 7 ПБУ 6/01 основные средства принимаются по первоначальной стоимости. На предприятие основные средства могут поступать по различным основаниям: приобретение, создание, строительство, в обмен на иное имущество, в качестве вклада в уставный капитал, в качестве безвозмездной помощи от физических и юридических лиц. Формирование первоначальной стоимости основных средств зависит от указанных условий.
Таблица 1 — Стоимостная оценка основных средств
Способ поступления основного средства | Оценка основных средств |
Приобретение за плату п. 8 ПБУ 6/01, п. 24 М/У | Сумма всех фактических затрат на приобретение за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). |
Создание самой организацией п. 8 ПБУ 6/01, п. 26 М/У | Определяется как сумма всех фактических затрат на создание, изготовление за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ). |
Поступление в качестве вклада в уставный капитал п. 9 ПБУ 6/01, п. 28 М/У | Исходя из денежной оценки, согласованной учредителями организации. По требованию законодательства для определения согласованной денежной оценки объекта основных средств может быть привлечен независимый оценщик. |
Безвозмездное поступление от третьих лиц п. 10 ПБУ 6/01, п. 29 М/У | Оценивают по документально подтвержденным рыночным ценам, действующим на момент принятия их к бухгалтерскому учету (полученные в письменной форме цены организаций изготовителей, данные Госкомстата, торговых инспекций и т.д.). |
Поступление в обмен на другое имущество п. 11 п. 30 М/У | Исходя из стоимости товаров (ценностей), переданных или подлежащих передаче организацией |
Для обобщения информации о затратах организации в объекты, которые впоследствии будут приняты к учету в качестве основных средств, применяется счет 08 «Вложения во внеоборотные активы», субсчет 4 «Приобретение объектов основных средств».
Порядок формирования информации о вложениях во внеоборотные активы регламентирован Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (приказ № 160 от 30.12.93). Согласно п. 5.2. указанного Положения инвентарная стоимость объектов основных средств, приобретенных отдельно от строительства объектов, слагается из фактических затрат по их приобретению и затрат по доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях.
В соответствии с п. 8 ПБУ 6/01 в фактические затраты могут быть включены: сумы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику; суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам; суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств; регистрационные сборы, гос. таможенные пошлины и иные аналогичные платежи, связанные с приобретением основных средств; невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств; вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, а также иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением основных средств.
Иными затратами, непосредственно связанными с приобретением ОС могут быть командировочные расходы сотрудников, осуществляющих заключение договоров, доставку ОС и т.д., проценты по заемным средствам и другие аналогичные затраты. Включение в первоначальную стоимость основного средства процентов по заемным средствам возможно до момента завершения формирования первоначальной стоимости.
Сумма НДС не относится в дебет счета 08 и, следовательно, счета 01, а отражается по дебету счета 19: Д 08/4 К 60, Д19 К 60.
Порядок формирования первоначальной стоимости основных средств, законченных строительством регламентирован ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда». Инвентарная стоимость объекта строительства после завершения всех работ определяется застройщиком по каждому элементу объекта строительств, если данный элемент вводится в эксплуатацию как отдельный самостоятельный объект основных средств.
Законченные строительством объекты отражаются в учете по дебету счета 01 в корреспонденции со счетом 08 субсчет 3 «Строительство объектов основных средств», на основе акта приемки-передачи основных средств по инвентарной стоимости.
Также первоначальную стоимость основных средств увеличивают ТЗР, таможенные платежи, затраты по доведению основных средств до состояния, пригодного к эксплуатации (п. 12 ПБУ 6/01).
Первоначальная стоимость отдельных основных средств может увеличиваться после их реконструкции и уменьшаться при частичной ликвидации и демонтаже объектов.
(2)
Учет поступления основных средств ведется в разрезе классификационных групп и инвентарных объектов. При поступлении объекта в эксплуатацию комиссией, назначаемой руководителем организации, оформляется акт приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1). В нем указываются характеристика объекта, его местонахождение, источник финансирования приобретения, год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, результаты испытания объекта, его соответствие техническим условиям и др. акт приемки-передачи основных средств составляют на каждый объект в отдельности. По общему акту (форма № ОС-1б), которым оформляется приемка нескольких объектов, рекомендуется приходовать лишь хозяйственный инвентарь, инструменты, станки, если они однотипны, одинаковой стоимости, и приняты одновременно. К акту приемки-передачи прилагается необходимая техническая документация.
Для оформления и учета поступившего на склад оборудования с целью последующего использования его в качестве объекта основных средств применяется форма № ОС-14 «Акт о приеме (поступлении) оборудования».
Каждому объекту основных средств, принятому на учет, присваивается инвентарный номер, который сохраняется на все время эксплуатации объекта. Присваивать вновь поступившим основным средствам инвентарные номера выбывших объектов нельзя в течение 5 лет после списания, так как это может привести к путанице и ошибкам в учете.
Акт приемки-передачи основных средств с сопроводительными документами передается в бухгалтерию организации. На основании акта бухгалтерия открывает инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6), где указывает инвентарный номер объекта и основные данные о нем: первоначальную или восстановительную стоимость, срок полезного использования, норму амортизационных отчислений, сумму износа на момент оприходования.
На арендованные в порядке текущей аренды и лизинга основные средства инвентарные карточки не открываются. Для их аналитического учета используют копию карточки, прилагаемой арендодателем к акту сдачи объекта основных средств в аренду (лизинг). При реконструкции, значительной достройке или дооборудовании объектов открывается новая карточка.
Перемещение основных средств из одного структурного подразделения организации в другое оформляют специальным документом ¾ накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств (форма № ОС-2). По данным накладных, подписанных получателем и сдатчиком, составляют группировочную ведомость учета движения основных средств внутри организации.
Учет наличия и движения основных средств, находящихся в собственности организации и принятых к бухгалтерскому учету, ведется на счете 01 «Основные средства». Арендованные хозяйствующим субъектом здания, машины и оборудование учитывают на забалансовом счете 001 «Арендованные основные средства».
Рис. 1 Движение основных средств
В коммерческих организациях основные средства могут поступить в порядке оплаты акций или вклада собственников. В этом случае их регистрируют в бухгалтерском учете записью: Д 08/4 К 75/1, Д 01 К 08/4.
Затраты по приобретению, строительству, доставке, монтажу, дооборудовании, реконструкции и т.п. отражаются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»: