Требования к содержанию тезисов

1. Информативность тезисов, т. е. они должны быть максимально насыщены содержанием.

2. Четкая формулировка каждого положения тезисов, определяющего его устойчивое содержание, без двусмысленности понятий.

3. Строгая логическа Составление я последовательность в изложении тезисов, т. е. отсутствие логических противоречий как внутри отдельного положения, так и между тезисами.

4. Корректно составленные тезисы вытекают один из другого. Первый тезис, открывающий запись, наиболее общий. Он в той или иной мере определяет содержание последующих. Назначение последнего тезиса, завершающего — подытожить все предыдущие

5. Соразмерность в содержании тезисов, т. е. учет предыдущего и последующего «накопления» положений.

6. Объем тезисов не более 2-х страниц машинописного текста.

7. Соответствие тематике семинара, для которого предоставляются тезисы.

8. Требования к заглавию тезисов: краткость, емкость, законченность.

Структура тезисов включает части: вводную (цель работы), основную (изложение точек зрения на рассматриваемую проблему), заключительную (собственное мнение по поводу рассматриваемого вопроса).

Особенности работы над содержанием тезисов по уже имеющемуся материалу (докладу).

Основной сложностью при составлении тезисов является необходимость значительного уменьшения объема печатного текста при максимальном сохранении его содержания.

Работа над тезисами требует умения выделить главную информацию из исходного текста и передать содержание исходного текста кратко, обобщенно.

Для этого необходимо:

1) отобрать в исходном тексте основное содержание (относительно частей исходного текста) и существенное (внутри каждой основной части);

2) произвести исключение и обобщение, найти обобщающие речевые средства выражения (например, ставит вопрос, перечисляет, подчеркивает, при этом важно, что и т. д.);

3) построить сжатый текст.

Сжатие (сокращение) текста - это извлечение основной информации без потери связности.

Сокращение текста происходит за счет:

1) сброса (исключения) менее информативных частей текста;

2) трансформации (конденсации) оставшейся части за счет:

а) исключения информации обеспечения (примеры, аналогии, уточнения, пояснения);

б) замены используемых языковых средств «вместительными» синонимичными (вместо нескольких простых предложений - одно сложное; вместо перечисления однородных членов - обобщающее слово и т. п.).

Следующий этап работы со сжатым текстом:

· разбить его на смысловые блоки и выделить те из них, которые несут основную смысловую нагрузку;

· исключить из них (или до минимума сократить) информацию обеспечения;

· связать оставшийся материал «своими словами»;

· задать к каждому смысловому блоку полученного текста-конспекта вопрос «О чем говорить в этой части текста?»;

· найти в тексте ответы, которые и являются тезисами текста.

Получаем конспект текста, поставив мысленно к каждому смысловому блоку текста-конспекта вопрос «О чем говорить в этой части текста?» и найдя в тексте ответы, получаем тезисы текста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: