Искусство литья в древности

Римский поэт Лукреций (I век до н. э.) так представлял зарождение литейного искусства1:

С шумом зловещим леса пожирало горячее пламя

До основанья корней,— только недра земли распалялись,

И, в углубленья ее собираясь, по жилам кипящим

Золото, медь, серебро потекли раскаленным потоком

Вместе с ручьями свинца. А когда на земле появились

Слитки застывшие их, отливавшие ярко, то люди

Начали их поднимать, плененные глянцем блестящим;

И замечали притом, что из них соответствует каждый

В точности впадине той, которая их заключала.

Это внушило ту мысль, что, расплавив, металлы возможно

В форму любую отлить и любую придать им фигуру.

Первоначально для литья использовали формы из влажной глины. Отпечаток модели в этих формах получали путем вдавливания. Не­сколько позднее появились каменные формы, сначала — открытые, а затем и закрытые (рис. 1.1).

Первым литейным материалом стала бронза. Технология получения бронзы путем сплавления меди и олова была известна в Древнем Египте, Ассирии и Вавилонии в 3-м тысячелетии до н. э. В древнешу-мерском заклинании огня есть такие слова: «Меди и олова плавитель есть ты...». Египтяне обозначали медь и бронзу одним иероглифом, но в первом случае к нему добавляли значок, который переводится как «настоящая», а во втором — «искусственно приготовленная». В древ­неегипетских папирусах и вавилонских глиняных табличках 2-го и 3-го тысячелетий до н. э. бронза упоминается как заурядный материал. Число обнаруженных археологами древних изделий из чистой меди и чистого олова ничтожно по сравнению с числом бронзовых изделий.

1 Цит. по кн.: Лукреций Кар Тит. О природе вещей / Пер. Ф. А. Петровского. Академия, 1936.

Древние мастера в основном отливали оружие и орудия тру- • да: копья, топоры, ножи, серпы, мотыги, рыболовные крючки. Тем не менее найденные при раскоп­ках литые украшения свидетель­ствуют о том, что изготовившие их люди были не только умелы­ми ремесленниками, но и худож­никами. Примером служит зо­лотая голова быка из Ура (Древ­ний Шумер), отлитая в XXVI ве­ке до н. э. (рис. 1.2).

По замечанию А. М. Петри­ченко, «ближе к художествен­ным отливкам, как по оформле­нию, так и по приемам литья, были литые мечи». Вряд ли мож­но найти хоть один народ, кото­рый владел искусством литья и не изготавливал бы бронзовых мечей. Найденные в раскопках древние мечи, как правило, бо­гато инкрустированы золотом, серебром. Их рукоятки украше­ны замысловатым узором, изо­бражениями животных. Литейщики Древней Индии уже в 3-м тысячелетии до н. э. приме­няли стержни для изготовления пустотелых отливок. К этому времени относится и появление технологии литья по восковой выплавляемой модели, которая дала толчок развитию художественного литья.

Древнекитайские мастера в первую очередь освоили литье из чугуна примерно в VI веке до н. э. Добавляя в шихту фосфат железа, китайцы на­учились делать чрезвычайно тонкие отливки. Получалась фосфитная эвтек­тика1, температура плавления которой была примерно на 100 ° С ниже, чем у бронзы.

Самой большой чугунной художественной отливкой считается Лев в Цзянь-Чжоу (974 г. н. э.). Его высота — около 6,1 м, длина — 5,5 м (рис. 1.3).

Бронза в Древнем Китае появилась позднее, чем во многих других странах, — лишь во 2-м тысячелетии до н. э. Наивысшего расцвета технология бронзового литья достигает в XII—VI11 веках до н. э., о чем свидетельствуют великолепные бронзовые сосуды, применявшиеся в быту и при религиозных церемониях. Начиная с середины 1-го тысячелетия искусство литья приходит в упадок. Литьем изготавливают только монеты.

В странах Древнего Востока высокого совершенства достигло литье скульптур.

1 Эвтектика (от греч. eutektos — легко плавящийся) — 1) тонкая смесь твердых веществ, одновременно выкристаллизовывающихся из расплава при температуре, которая ниже температуры плавления отдельных компонен­тов: 2) жидкий расплав или раствор, в котором может происходить такая кристаллизация.

В Индии отправным моментом стало распространение буддизма. Еще в I веке н. э. появились скульптурные изображения Будды в человеческом подобии. Позднее популярнейшим божеством стал Шива. В его образе особенно полно отражены принципы индийской эстетики и национальные приемы художественного творчества. Начиная с X века н. э. предпочтение отдавалось танцующему Шиве, который символизи­рует движение, круговращение мира.

Китайские литые скульптурные изображения Будды, датируемые I ве­ком н. э., отличаются сложностью композиции, тщательностью обра­ботки. Для китайского стиля характерно изготовление больших отливок животных, реальных и мифических, устанавливаемых на постаментах у входа во дворцы и храмы.

Высоким мастерством отличались скифские литейщики (VII—III век до н. э.). Подтверждением тому могут служить бронзовые котлы для варки пищи, незаменимые при кочевом образе жизни. Котлы украшали литыми узорами, фигурами козлов, растений, культовыми знаками. Скифы применяли стрелы с гранеными наконеч­никами из бронзы, которые отливались в металлических формах — кокилях. Технология литья в кокиль была утрачена и возродилась лишь в XVII веке н. э.

Интересной страницей в истории развития литейной технологии является освоение литья древними племенами Центральной Африки. Зарождение металлургии здесь имело свои особенности. В джунглях и саваннах экваториальной Африки почти нет залежей меди. Век металла тут начинался с железа.

При археологических раскопках в Центральной Африке были обна­ружены плавильные печи и шлак. Это дало основание предположить, что примитивная выплавка железа здесь велась уже в самом начале 2-го тысячелетия до н. э.

В то время, когда в Древнем Египте производили изделия из бронзы, народы, населявшие территорию современной Нигерии, искусно изго­товляли из железа орудия труда, оружие и даже складные стулья. Африканские литейщики для литья гвоздей, бус и других предметов применяли специальные формы.

Систематическая добыча меди в Центральной Африке началась довольно поздно. Мастера народа саа, жившего на берегах озера Чад в IV—XII веках н. э., отливали из бронзы и меди статуэтки людей, кулоны в виде ящериц, уток, слонов, крокодилов, браслеты, подвески и т. д. При раскопках в Восточной Нигерии в погребении полутысяче­летней давности были обнаружены художественные отливки из бронзы в виде черепа леопарда и рукоятки посоха, увенчанной фигурой всад­ника, маски людей, животных, различные украшения, бронзовые со­суды в форме раковин.

Скульптуры африканских мастеров изготавливались методом литья по выплавляемым моделям. Причем толщина стенок не превышала 2—3 мм. Это свидетельство высокого мастерства литейщиков.

В XIII веке до н. э. на Балканском и Апеннинском полуостровах Средиземноморья зарождаются новые очаги культуры, которым суж­дено было сыграть огромную роль в истории Западной Европы. Древние эллины и этруски переняли лучшие достижения древнеегипетской, крито-микенской культур и культуры Междуречья. Расцвет Древней Эллады и Этрурии приходится на конец бронзового века и начало железного. Литейщикам не нужно было открывать способы обработки металлов, и все свое мастерство они направили на совершенствование технологии и декоративных приемов.

Древнегреческие мастера умело использовали технологию литья по восковым моделям. Например, при изготовлении мечей восковые модели применяли для нанесения рисунка- или получения биметаллических отливок. Древнегреческие литые бронзовые украшения, оружие, све­тильники являют собой шедевры декоративно-прикладного искусства, но подлинной вершиной следует признать литые скульптуры из бронзы.

Сначала эллины находились под сильным влиянием египетских кано­нов. Их скульптуры отличала неподвижность форм, условное изобра­жение движения, «архаическая» улыбка, грубое исполнение отливки. Но на рубеже VI—V веков до н. э. ваятели научились создавать близкие к жизни образы, реалистичнее изображать человеческую фигуру, ее движение. Скульптура периода высокой классики выражает возвышен­ные идеалы, представления о гражданской доблести, о духовном, нравственном и физическом совершенстве свободного эллина, о красоте и гармонии человеческого тела. Прекрасные бронзовые статуи обнару-

живают не только тонкий художественный вкус древних греков, но и значительное усовершенствование способов литья. Создание крупных отливок было не под силу одним лишь скульпторам. Для этого требова­лись литейщики-ваятели, высокоразвитое литейное производство и фи­лигранная техника литья.

Как и в Древней Греции, в Древней Этрурии высокого расцвета достигла скульптура. Своеобразие этрусского искусства проявляется в реализме, в умении подчеркнуть детали, в сочетании простоты и изысканности. Одним из высших достижений художников-этрусков считается бронзовая статуя химеры, датируемая V веком до н. э. (рис. 1.4). Восхищение вызывают не только художественные достоин­ства скульптуры, но и мастерство исполнения отливки.

Западноевропейское скульптурное литье многим обязано классиче­ским работам эллинских и этрусских мастеров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: