Как уже говорилось выше, к началу XX века на смену ремесленной технологии пришла промышленная. Создаются новые сплавы, новые технологии, новое оборудование.
Неограниченные возможности чугунного литья были продемонстрированы литейщиками Каслинского завода на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. Было выставлено множество скульптур, ажурных
тарелок, полочек, кресел, огромных чанов, тончайших изящных цепочек Истинным шедевром чугунолитейного искусства был павильон, в котором размещалась коллекция отливок Он поражал изяществом и красотой (рис 113)
Павильон спроектировал архитектор Е Е Баумгартен в 1898 г Современники считали Баумгартена не более чем талантливым компилятором, подражателем Тем не менее архитектору удалось в одном произведении представить все жанры художественного литья кабинетную скульптуру, тонкие горельефы, филигранный сквозной орнамент, архитектурные детали, барельефы и т п Декоративные приемы древнерусского искусства гармонично сочетаются с архитектурным решением павильона, выдержанным в византийском стиле
|
|
Огромный, почти пятиметровый павильон кажется воздушным Мотивы причудливой чугунной вязи невероятно разнообразны Павильон состоит из множества деталей, каждая из которых — законченное
художественное произведение Вместе с тем он не оставляет впечатления мешанины, нагромождения орнаментальных мотивов и художественных стилей
На Всемирной выставке павильон завоевал золотую медаль В настоящее время он экспонируется в специальном зале Екатеринбургской картинной галереи
Развитие литейной технологии не ограничивалось совершенствованием традиционных методо^в Немало усилий было затрачено на освоение новых материалов Наглядным примером может служить разработка технологии литья титановых сплавов
Производство титановых сплавов представляло серьезную проблему Прошло полтора века после открытия этого металла (1791 г), прежде чем началось его промышленное производство Первоначально из титановой губки путем вакуумно-дугового переплава изготавливали слитки Получать фасонные отливки мешала, в первую очередь, чрезвычайно высокая химическая активность титана в расплавленном состоянии Оказалось, что в природе не существует такого огнеупорного материала, с которым не реагировал бы жидкий титан
Проблему помогла решить гарнисажная плавка, при которой достаточно большая порция жидкого металла выплавляется в гарнисаже — скорлупе из того же металла (см гл 4)
В качестве огнеупорных материалов для изготовления литейных форм были использованы электрокорунд, диоксид циркония, магнезит, а позднее и графит, обладающие достаточной огнеупорностью и химической инертностью применительно к титановому литью
|
|
Первые фасонные отливки из титана были изготовлены в Москве под руководством профессора С Г Глазунова и К К Ясинского Почти одновременно литые заготовки несколько больших размеров были отлиты в Ленинграде под руководством Л В Буталова и Ю А Филина
Поскольку титан и его сплавы обладают хорошими декоративными качествами, напоминают по цвету никель или старинное серебро, было решено опробовать этот металл в качестве материала для художественного литья
Первую художественную отливку из титана изготовили в 1961 г под руководством профессора О Н Магницкого Это был сувенирный вариант копии Медного всадника (рис 1 14) Восковые модели сделали на заводе «Монументскульптура» В качестве огнеупорного материала керамических форм выбрали электрокорунд, который в минимальной степени взаимодействует с титаном и обеспечивает хорошее качество литой поверхности
Дальнейшее освоение промышленного производства титановых сплавов показало, что они могут с успехом анодироваться Цвет и интенсивность получаемых покрытий определяются продолжительностью травления
Художественные титановые отливки гармонично сочетаются с такими декоративными полудрагоценными камнями, как малахит, яшма, родонит и др, применяемыми для изготовления подставок
Высокие декоративные свойства и коррозионная стойкость позволили использовать титан в качестве материала для памятников, монументов, обелисков.
Первой в мировой практике монументальной литой скульптурой из титана является памятник Юрию Гагарину (рис. 1.15) на площади его имени в Москве.
Фигура Гагарина высотой 14м изготовлена из 239 блоков. Размеры литых блоков выбраны исходя из технологических возможностей вакуумного литейного оборудования. Формы изготавливали из графитовой смеси методом кусковой формовки. Плавка производилась в гарни-сажных печах с тиглями вместимостью 400 кг. Отдельные блоки сое-
диняли между собой болтами, изготовленными также из титанового
сплава.
Руководил выполнением всего комплекса сложных технологических процессов профессор Г. Л. Ходоровский.
Монументальная бронзовая скульптура по-прежнему запечатлевает на века разные исторические события. В Москве в дни празднования пятидесятилетия победы в Великой Отечественной войне установлен памятник.легендарному полководцу Г. К. Жукову (рис. 1.16). Это событие отмечено также открытием мемориала на Поклонной горе, органической частью которого являются монументальные литые фигуры.
В течение последних лет в Санкт-Петербурге установлено несколько работ скульптора М. Шемякина, подаренных художником городу. Достоинство этих скульптур служит предметом споров. Кое-какие из них
кажутся тенденциозными, несущими сугубо политическую нагрузку, например сфинкс на набережной Невы, напротив тюрьмы «Кресты». Посетители Петропавловской крепости невольно сравнивают работу Шемякина с «Медным всадником» Фальконе. Некоторые объясняют подчеркнутую уродливость фигуры Петра I сложностью натуры императора, в судьбе которого были не только взлеты, символически запечатленные Фальконе, но и мрачные, даже кровавые периоды, которые в своеобразной форме представил Шемякин. Заслуживает благодарности увековечивание Шемякиным в бронзе памяти о великих художниках, сформировавших облик северной столицы (комплекс Сампсониев-ской церкви).
Слово «памятник» обычно ассоциируется с чем-то монументальным и величественным, невольно представляешь «бронзы многопудье» (выражение Маяковского). Но в последнее время в Санкт-Петербурге появились памятники, которые должны вызвать не благоговейный трепет, а улыбку. Например, на Фонтанке есть теперь памятник Чижику-пыжику из известной песенки. Теперь гости северной столицы приходят к Чижику и бросают монеты в воды Фонтанки, чтобы вновь посетить прекрасный город.
|
|
Поиски новых путей и форм нередко принимают самое неожиданное направление. Так, в Москве, в мастерской МГТУ им. Баумана, под руководством профессора В. А. Васильева отлито несколько стилизованных человеческих фигурок, обладающих, по словам создателей, чудодейственным свойством влиять на психику человека В процессе
изготовления отливки подвергались воздействию биополя экстрасенса. Предполагается, что полученный ими заряд уменьшает или даже полностью снимает психическое напряжение. На рис. 1.17 показана такая биологически заряженная отливка — настольная миниатюра «Женщина-огонь». Она воплощает одну из легенд о сотворении мира, по которой Бог создал женщину из огня.
Высокое совершенство ювелирного литья демонстрирует созданная в той же мастерской бронзовая отливка паучка (рис. 1.18). Моделью для отливки служил усыпленный эфиром живой паук. Мелкие детали строения реального паучка воспроизведены с такой удивительной точностью, что их можно оценить при помощи очень сильной лупы. После окончательной отделки к лапкам паучка была припаяна серебряная нить — паутина.
Глава 2 ЛИТЕЙНЫЕ СПЛАВЫ
Чистые металлы для изготовления художественных отливок практически не применяются, главным образом из-за неудовлетворительных физико-химических и технологических свойств (чрезвычайно высокой пластичности золота и серебра, низкой коррозионной стойкости железа, низких механических свойств меди и т. д.) Легирование существенно изменяет эти свойства и позволяет значительно разнообразить цветовую гамму изделий, а стало быть, повысить их эстетическую ценность.
Тем не менее чтобы составить полное представление о свойствах литейных сплавов, влияющих на качество изделий, надо знать, какими физическими химическими и механическими свойствами обладают чистые металлы. Поэтому в первой части настоящей главы дана характеристика основных свойств тех металлов, сплавы которых применяются для художественного литья, а во второй части рассматриваются литейные свойства сплавов.
|
|
2.1. МЕТАЛЛЫ ^2.1.1. КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТАЛЛОВ
Металл — слово греческого происхождения. Первоначально оно означало: рудник, руда, шахта, раскопки, материал, добытый из-под земли. М. В. Ломоносов металл определил как «светлое тело, которое ковать можно».
В средневековом трактате упоминаются семь известных европейцам металлов:
Семь металлов создал свет По числу семи планет. Дал нам космос на добро Медь, железо, серебро, Злато, олово, свинец. И спеши, мой сын, узнать: Всем им ртуть — родная мать!
К концу XX века человечество открыло для себя более 80 металлов, что составляет около 4/5 всех известных элементов.
В современных словарях металл определяется как тело, обладающее высокой тепло- и электропроводностью, специфическим блеском, обычно пластичностью и другими свойствами, обусловленными большим количеством свободно перемещающихся электро-
нов (электронным «газом»). Металлы являются простыми веществами.
Периодическая система использована в качестве основы для классификации элементов, представленной на рис. 2.1.
Блок). Легкие металлы, плотность которых не превышает 5 г/см. Самый легкий элемент блока — литий (0,536 г/см3).
Блох 2. Тугоплавкие металлы, температура плавления которых больше 1600°С. Самый тугоплавкий из них — вольфрам (3430 °С).
Блок 3. Тяжелые металлы, плотность которых больше 5 г/см3. Самый тяжелый — осмий (22,38 г/см3).
Блок 4. Легкоплавкие металлы, температура плавления которых ниже 600°С. Самая легкоплавкая — ртуть (—38,89 °С).
Блок 5. Лантаноиды и актиноиды. Их свойства колеблются в широком диапазоне. Они сравнительно редко встречаются в природе.
Блок б. Твердые неметаллы.
Блок 7. Газы.
Металлы и неметаллы на рис. 2.1 разделены жирной линией. Десять металлов, которые являются основой сплавов, применяемых в художественном литье, обведены кружочками. Это — магний, алюминий, титан, железо, медь, серебро, золото, цинк, олово, свинец.