Выводы по главе 2

1. В данной главе раскрыто понятие «система» как комплекс взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, составляющих некоторую целостность.

Применение понятие «система» имеет целью изучение того, насколько свойства элементов и взаимоотношения между ними влияют на свойства системы в целом и, напротив, как системные качества сказываются на характере взаимоотношений и свойствах, включенных в систему элементов.

В наиболее общем виде любая реальная система может проявить свою сущность и смысл как целостная совокупность (система) четырех систем:

- системы элементов (элементы, связи, структуры, законы организации);

- системы процессов (процессы, состояния, факторы, законы изменения);

- системы знаний (язык, информация, память, законы интерпретации);

- системы ценностей (ценности, цели, отображения, принципы бытия).

В наших рассуждениях будем понимать под «системой» совокупность «элементов», «связей» (между этими элементами), «процессов» (проходящих как в самих элементах, так и в «связях») и «свойств» (которыми обладает любая система).

Организации считаются открытыми системами, потому что они динамично взаимодействуют с внешней средой.

Отметим, любая система представляет собой «элемент» системы более высокого порядка («надсистемы»), а ее элементы, в свою очередь, выступают в роли систем более низкого порядка («подсистемы»).

Подчеркнем, что сущность и смысл системы, как и ее наиболее фундаментальные свойства, не могут быть описаны полностью на языке самой этой системы. Поэтому, чтобы понять ее, необходимо выйти за ее пределы, подняться на более высокий уровень описания.

2. Классификация систем достаточно сложная и разнообразная. Из этой классификации можно определить, что социальные и социально-экономические системы относятся к очень сложным даже по количеству элементов. Необходимо учитывать еще и связи между элементами, различные аспекты их природы: психологический, нравственный, ценностный аспекты, которые присутствуют в социальных системах и которые делают их еще более сложными и непредсказуемыми.

3. Основные свойства систем: целостности, обособленности, адаптивности, синергетичности; эмерджентности, неаддитивности отношений, необходимо учитывать в управлении в целом и в принятии управленческих решений, в частности.

4. Системный подход – это метод исследования, представления и преобразования информации и объектов, при котором сложное (целое) можно представить через простое (элементы), не теряя при этом связи изучаемой части (элемента) и целого (системы).

Как метод исследования он является универсальным и заслуживает внимательного изучения.

Рассмотрев общие понятия системы и системного подхода «перенесем» их на частный случай системы – организационную систему управления

***

Контрольные вопросы и задания.

1. Раскройте понятие «система».

2. Приведите классификацию систем.

3. Назовите свойства систем.

4. Раскройте содержание системного подхода. Приведите примеры.

5. Используя принципы системного подхода, проведите анализ Вашей организации.

6. С целью применения системного подхода, проведите тестирование: ответе на вопросы и дайте свой комментарий к полученным резльтатам. Тест 1: «Наша организация», Тест 2: «Я и моя работа. Удовлетворенность работой» Тест 3. «Я – в обществе. Самооценка личности»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow