И реинжиниринга бизнеса

Параметр Непрерывное совершенствование (ТQМ) Радикальное совершенствование (ВPR)  
Цель Ошибки Процесс
Длительность Долгосрочная Краткосрочная
Уровень перемен Постепенный Радикальный
Частота изменений Непрерывно/единовременно Единовременно
Направление Снизу вверх Сверху вниз
Начальная точка Существующий процесс «Чистый лист»
Охват Узкий — на уровне функций (функциональный подход) Широкий — межфункциональный
Риск Умеренный Высокий
Проводники перемен Весь персонал Проектные группы
Подход Создание команд и решение проблем на основе консенсуса для поддержания своего состояния и совершенствования Инновационные команды и индивидуализм, используемые для критического анализа и реконструкции
Основное средство Стратегическое управление Информационные технологии
Тип изменений Изменение корпоративной культуры Культурный/структурный
Технологии Решение проблем, здравый смысл, общие знания Новые изобретения, рационализация, информационные технологии
Исходная фокусировка Люди Технология
Использование Эффективно всегда Наиболее эффективно в условиях быстро растущей экономики
Величина улучшений 10-20% в год 200 - 1000% на процесс
           

Подходы, в которых заложено эволюционное совершенствование бизнес-процессов. Среди таких подходов можно выделить следующие:

· BPI - Business Process Improvement – Улучшение бизнес-процессов

· CPI - Continues Process Improvement – Постоянное улучшение процессов

· TQM – Total Quality Management – Всеобщее управление качеством

· ISO 9000 – Стандарты серии ИСО 9000 И т.д.

Определение реинжиниринга содержит четыре ключевых слова: «фундаментальный», «радикальный», «резкий (скачкообразный)» и «процесс» (наиболее важное слово).

1. Фундаментальность В процессе реинжиниринга определяется, ЧТО, ПОЧЕМУ, а затем КАК следует делать – стратегия (фундамент) бизнеса
2. Радикальность Реинжиниринг предполагает отказ от существующих структур и процедур, создание бизнеса заново
3. Существенность В результате реинжиниринга достигается существенное (в десятки и сотни раз) улучшение результатов деятельности
4. Резкость изменений Процедура реинжиниринга длится около 9-15 месяцев
5. Бизнес-процесс Происходит переход к использованию в модели управления процессного подхода, отражающегося в орг. структуре

Целью реинжиниринга бизнес-процессов является системная реструктуризация материальных, финансовых и информационных потоков, направленная на упрощение организационной структуры, перераспределение и минимизацию использования различных ресурсов, сокращение сроков реализации потребностей клиентов, повышение качества их обслуживания.

Объектом реинжиниринга являются процессы, а не компания. Компания проводит реинжиниринг не отделений производства или продажи, а работы, которую выполняют люди в этих подразделениях. Уникальность реинжиниринга заключается в том, что он сосредотачивает внимание на всех бизнес-процессах предприятия и на их кардинальном перепроектировании.

Только в случае полной информированности обо всем, что происходит в организации и ее окружении, можно эффективно использовать все виды ресурсов организации (материальных, технических, трудо­вых, финансовых и т. д.) [1]. Этого можно добиться путем четкого документирования всех БП и обратной связи для контроля их исполнения – отчетности.

Рис.2. Основные понятия и категории реинжиниринга бизнес-процессов

Перечислим наиболее важные факторы, определяющие успех реинжиниринга:

· мотивация проекта, заинтересованное и компетент­ное руководство;

· хорошо поставленное управление деятельностью компании;

· точность понимания задачи;

· поддержка сотрудников, четко определенные роли и обязанности;

· понятность (прозрачность) проекта, осязаемые резуль­таты и приемлемый риск;

· фокусирование на приоритетных целях и автономный бюджет проекта;

· технологическая поддержка (методики и инструменталь­ные средства) и консультационное сопровождение.

· твердая методологическая основа проведения БПР.

Типичные ошибки при использовании реинжиниринга:

· попытки провести РБП, не ущемляя ничьих интересов;

· преждевременное завершение РБП;

· ограниченная постановка задачи;

· организации не концентрируются на БП или концентрируются только на РБП, игнорируя все остальное (например, реструктуризацию организации для подготовки ее к внедрению проекта);

· недооценка роли ценностей и убеждений исполнителей;

· менеджмент отступает, когда встречает сопротивление со­трудников, недовольных последствиями РБП;

· попытки осуществлять РБП не «сверху-вниз», а «снизу-вверх»;

· назначение ответственного за РБП старшего менеджера, который не понимает, что это такое;

· недостаточное выделение ресурсов на проведение РБП;

· РБП проводят одновременно с множеством других изменений в организации;

· большое количество одновременно проводимых проектов по РБП;

· растянутое во времени проведение РБП.

Методика реинжиниринга очень сложна, требует значительных инвестиций, имеет высокую степень риска, поэтому российские предприятия в основном не занимаются совершенствованием бизнес - процессов в полной мере.

Риск при проведении инжиниринга достаточно велик, но те улучшения, которых можно добиться с помощью новых способов мышления, оказываются кардинальными. Под кардинальными понимают не менее чем 90%-е сокращение стоимостных или временных затрат либо 90%-е повышение качества.

Можно выделить три типа компаний, для которых реинжиниринг необходим и целесообразен:

1. Компании, находящиеся на грани краха. Этот кризис может выражаться в явно неконкурентном (очень высоком) уровне издержек, массовом отказе потребителей от продукта фирмы и т.п. Если эти компании не предпримут решительных шагов, они неизбежно разорятся.

2. Компании, не имеющие в текущий момент затруднений, но предвидящие неизбежность возникновения трудноразрешимых проблем, связанных, например, с появлением новых конкурентов, изменением требований клиентов, изменением экономического окружения и пр.

3. Компании, не имеющие проблем сейчас, не прогнозирующие их в обозримом будущем. Это компании-лидеры, проводящие агрессивную политику, не удовлетворяющиеся хорошим текущим состоянием и желающие с помощью реинжиниринга добиться лучшего, за счет отрыва от ближайших конкурентов и создании уникальных конкурентных преимуществ.

Таким образом, задачи реинжиниринга аналогичны задачам инновации: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции и в конечном счете — выживаемости предприятия.

Тщательный выбор методов и умелое управление процессом осуществления подобных проектов позволяет любой компании использовать этот подход, воспользоваться его преимуществами и обеспечить свое выживание и процветание в будущем. Но никогда не забывайте, что мы живем в мире перемен. Перефразируя У. Черчилля, можно сказать: "Реинжиниринг бизнес-процессов — это не конец, это даже не начало конца, но может оказаться концом начала".

4. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТА РЕИНЖИНИРИНГА

Итак, первый шаг в управлении изменениями заключен на психологическом уровне в изменении отношений людей к происходящим процессам.

Второй шаг, попытаться понять причину изменения отношений, поскольку в этом заложен ключ к правильному подходу. Например, был ли диссонанс вызван изменением чувств или он больше связан с появлением новых фактов. Цель здесь не в том, чтобы критиковать или защищать кого-то, а в том, чтобы понять. Ведь гораздо труднее помочь кому-то изменить свое отношение, если не знаешь, где "собака зарыта".

Третий шаг — разработать план, как помочь людям сделать их отношение к изменениям положительным.

Когда решение принято, остается только выбрать лучший способ воздействия. Способы будут меняться от ситуации к ситуации.

Методика проведения РБП одинакова и состоит из четкой последовательности шагов:

1. построение модели "Как есть",

2. построение модели "Как будет"

3. и разработка плана перехода из состояния "Как есть " в состояние "Как будет".

Модель «Как есть» · Постановка задачи реинжиниринга – спецификация основных целей компании исходя из ее стратегии, потребностей клиентов, общего уровня бизнеса в отрасли и текущего состояния компании. · Создание модели существующего бизнеса (действия, работы, документация) · Формирование желаемого образа фирмы
Модель «Как будет» (называемое также обратным, или ретроспективным инжинирингом) · Разработка модели нового бизнеса · Перепроектирование выбранных хозяйственных процессов (рабочие процедуры, задания, технологии, способы) · Формирование новых функций персонала (должн. инструкции, система мотивации, создание команд, программа подготовки и переподготовки) · Создание информационных систем (оборудование, программное обеспечение, информационная система)
Внедрение · Тестирование новой модели · Внедрение новой модели - интеграция и тестирование разработанных процессов и поддерживающей информационной системы, обучение сотрудников, установка информационной системы, переход к новой работе компании

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: