Обычно выделяют три уровня подготовленности аудитории и. соответственно, три вида аудитории по степени подготовленности – хорошо подготовленная, подготовленная и малоподготовленная аудитория.
К хорошо подготовленной аудитории относят обычно аудиторию, включающую слушателей среднего и пожилого возраста, имеющих высшее и среднее специальное образование, достаточный жизненный и социальный опыт, внутренние мотивы к познанию окружающего мира. Это обычно руководители разного уровня, профессорско-преподавательский состав, идеологические работники.
Подготовленную, зрелую аудиторию образуют слушатели молодого и среднего возраста, со средним образованием, не имеющие еще достаточного жизненного и социального опыта, но имеющие осознанный интерес к познанию. Сюда относятся студенты старших курсов, специалисты по проблеме.
Слабо- или малоподготовленная аудитория образуется слушателями с начальным или незаконченным средним образованием, подростками, молодежью, у которой отсутствует жизненный и социальный опыт и интерес к познанию. Это – школьники, учащиеся ПТУ и техникумов, неорганизованная молодежная аудитория, рабочие, стихийная смешанная публика.
|
|
Выступление перед хорошо подготовленной аудиторией.
Необходимо акцентировать внимание на том новом, что аудитория узнает из выступления, так как главный мотив подготовленной аудитории – «что нового?».
Темп речи должен быть достаточно высоким, так как подготовленная аудитория лучше понимает и доверяет быстрой речи.
Убеждать следует в основном логически, рационально, обращаться к разуму слушателей.
Эффективно обращение к абстрактным рассуждениям и положениям.
Иррациональные и парадоксальные аргументы и доводы малоэффективны.
Эмоциональные моменты использовать строго дозированно, в основном для разрядки, а не для убеждения.
Эффективна восходящая аргументация – от менее сильного аргумента к более сильным.
Максимум диалогичности.
Наиболее эффективна двусторонняя аргументация. Эффективна также контраргументация.
Внимание удерживается ораторскими приемами (вопросы, повторы, обращения, риторические фигуры).
Называть различные подходы к проблеме, не смущаясь их противоречивостью, и свести их к единству; не уходить от спорных проблем, предлагать по ним свои решения. Изложение строить системно.
Не злоупотреблять негативными фактами, изложения строить на позитивной основе.
Упоминать ученых, их мнения и заслуги.
Не злоупотреблять цитатами, избегать стереотипов мнений групповых лидеров («Ельцин сказал...», «Травкин заявил...» и др.).
Не подсказывать аудитории выводов, не формулировать выводы для аудитории, дать ей самой сделать вывод из выступления.
|
|
Выступление перед подготовленной аудиторией.
Необходима большая эмоциональность, чем при выступлении перед хорошо подготовленной аудиторией.
Абстрактные рассуждения неэффективны, необходимы конкретные доводы.
Необходимо делать для аудитории практические выводы. Рассуждения обязательно сопровождать примерами и иллюстрациями, подтверждающими выводы.
Применение риторических приемов оказывается очень эффективным.
Выступление перед малоподготовленной, малокультурной аудиторией.
Говорить медленно, малоподготовленные люди лучше понимают медленную речь.
Эффективна вопросно-ответная форма выступления. Эмоциональность выступления должна быть максимальной.
Максимум примеров, случаев из жизни.
Эффективна односторонняя аргументация.
Апеллировать к практическому результату (вы будете иметь..., вы сможете..., у вас не будет... и т. д.).
Эффективна нисходящая аргументация – от сильного аргумента к более слабым.
Эффективно широкое использование юмора.
Убедительны иррациональные аргументы (парадоксы, эмоциональное давление, эмоциональные средства).
Особенно эффективно риторическое средство – повтор.
Убедительны ссылки на многочисленные авторитеты (академиков, профессоров, иностранных ученых).
Убедительны ссылки на известные исторические факты (например, реформы Петра I).
Эффективны ссылки на «общие мнения», трюизмы, поговорки и пословицы.
Эмоциональные аргументы намного эффективнее логических.
Главную мысль обязательно формулировать словами и повторять многократно.