Использование ассоциативных образов в архитектурном творчестве

Язык творчества требует привлечения таких образных аналогов, которые стимулируют фантазию и воображение, конструктивно скрепляют союз практичного и эстетического, вызывают эмоциональное сопереживание, пафос взаимопонимания.

В проекте здания нью-йоркского аэропорта архитектор Э. Сааринен оперировал аналогом силуэта летящей птицы. Архитектор Й. Утцон в проекте Сиднейского оперного театра воспользовался аналогией паруса (см. рис. 11.7.25). В образе Атомиума (Брюссель, Всемирная выставка 1958 г.) очевидна аналогия с моделью атома (рис. III.4.27). В сферическом куполе римского Пантеона реализована идея глобального пантеизма ((от греч. pan — всё и theos — бог) — филос. и религиозное учение о Боге и мире, объединяющее их в единое целое). Театр Советской армии в Москве спроектирован в плане в виде пятиконечной звезды.

Приведены только наиболее яркие примеры акцентирования функционального содержания через поддерживающие архитектурную идею образные аналоги. Можно отметить, что прямая аналогия архитектурного образа подводит качество выразительности архитектуры к границам изобразительности.

Прямая или скрытая ссылка на образный аналог включается в работу и над архитектурными произведениями, в т.ч. дизайна, не претендующими на демонстрацию пафоса высокой социальной значимости. В общих принципах планировочных решений зданий употребляют аналоги гребня, трилистника, веера, кольца, бруска, т.е. в терминах общепонятных значений. Корреляция функции и художественного образа отражена в здании детского сада, формы которого напоминают детские кубики. Поиск нужного аналога осуществляется посредством ассоциативных связей, вовлекающих образ предмета, явления в процесс художественного мышления. Уместная ассоциация, обеспечивающая психологическую связь между художественной идеей, процессом ее реализации и восприятием, действует как катализатор, вызывающий кристаллизацию в насыщенном растворе.

Источником ассоциаций выступают прежде всего отображающие объекты и явления понятия, в смысловом отношении близкие задачам проектировщика — при формировании замысла по силуэту, членениям, цвету. В исторической проекции ассоциативный арсенал постоянно обогащается образами, сопутствующими развитию цивилизации. Формирование архитектурных стилей в значительной степени опиралось на активное использование ассоциаций — антропометрических, зооморфных, тектонических, технических, отражающих состояния, движение и т.п.

Выше было показано, что основой пропорционального строя и модулированности монументальной архитектуры древности была их соразмерность человеческому телу. На ассоциации дорического ордера с телом обнаженного атлета, а ионического — с изящно драпированной фигурой девушки указывает Витрувий [26].

Колонны древнеегипетских храмов имеют образную аналогию со стволами пальм, пучками тростника с соответствующими формами капителей в виде листьев или цветов.

Известна легенда о заимствовании скульптором Каллимахом образа аканта, проросшего сквозь прутья корзины, в создании формы коринфской капители. Вычленение из качеств предметного мира морфологических (формообразующих) аспектов более сложных образных конструкций расширило диапазон ассоциаций до понятий тектоники, движения, углубило и одновременно абстрагировало их смысл до уровня легкого намека на источник. В грамматическом смысле аналог-подлежащее приобрел прилагательное: летящий, ползущий, шагающий, рубящий, складчатый, свернутый, устремленный. Были задействованы технико-математические понятия: парабола, спираль, волна, клавиши, барабан, корабль, цитадель, зонт, пузырь, паутина, подкова...

Выяснилось, что наиболее эффективно воздействуют на сознание интригующе привлекательные тонкие ассоциации, деликатно подсказывающие их происхождение и приглашающие наблюдателя подключить свое воображение, чтобы понять метафизику замысла. Это можно проиллюстрировать простым упражнением на угадывание в группе точек силуэта пространственной фигуры (рис. 111.4.30), формы созвездий.

В то же время изобилие ассоциаций, нагроможденных в одном произведении, утомляет наблюдателя пестрым базаром форм и идей, которые глушат главный замысел, обертон произведения. Вывод — ассоциации должны быть лаконичными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: