Требования к содержательной части учебных программ по литературе (примерных основных образовательных программ, примерных рабочих программ и рабочих программ)

· В программе должны быть представлены все этапы развития отечественной словесности: фольклор, древнерусская литература, литература XVIII, XIX, XX, XXI веков; программа должна содержать также образцы литературы и фольклора народов России, зарубежного фольклора, произведений зарубежной классической литературы.

· В предметном содержании должны преобладать произведения классической литературы (при разработке тематического планирования на её освоение должно быть отведено не менее 70 % учебного времени).

· Программа должна включать произведения современных писателей (в том числе пишущих для детей и подростков) с учётом художественной ценности, позитивного влияния на личность учащегося, соответствия этапу его литературного развития, читательских потребностей, общей научно-методической концепции программы.

· Построение учебной программы может осуществляться на основе разных подходов: тематического, проблемного, хронологического, жанрового, а также их сочетания при условии соответствия выбранного подхода целям и задачам обучения на определённом этапе изучения предмета.

· Построение программы на историко-литературной основе является приоритетным на заключительном этапе школьного литературного образования, что позволит обобщить и систематизировать знания учеников, дать научно обоснованную картину литературного процесса (допустимо соединение с жанрово-тематическими способами структурирования литературного материала). При изучении курса на историко-литературной основе связь исторических и литературных явлений опосредована культурными, биографическими фактами, участием писателей в гражданских и политических процессах, связями групп, течений и направлений с тенденциями эпохи, эволюцией философской, исторической и эстетической мысли и т.д.

· Допустимы различные подходы к построению курса на историко-литературной основе:

- традиционный вариант трехгодичного курса (9-11 классы);

- вариант четырехлетнего курса (8-11 классы), помогающий перераспределить материал для более подробного изучения произведений ХХ века и современной литературы.

Основы историко-литературного построения курса могут быть заложены и с 7 класса (при условии учета возрастных возможностей учащихся).

· Основной способ предъявления произведения в школе – чтение его полного текста, поскольку одним из важнейших признаков художественных произведениях является эстетическая целостность.

С некоторыми произведениями в силу их специфики допустимо знакомиться:

- по фрагменту (или по нескольким фрагментам);

- обзорно (общая характеристика сюжета и основных персонажей, текстуальное изучение ключевых эпизодов, фрагментов, сцен);

- в переложении (например, с произведениями древнерусской литературы, трудными для чтения и восприятия современных школьников).

В Приложении № 2 обязательное содержание литературного образования фиксируется в двух перечнях:

· перечень произведений, обязательных для изучения в 5-11 классах (на базовом и на углубленном уровнях)[12];

· перечень литературоведческих терминов и понятий.

Представленные в Концепции перечни предназначены для составления примерных и рабочих учебных программ по литературе как для базового, так и для углублённого изучения предмета.

Определить конкретный порядок освоения литературных произведений по классам должен автор программы и учебно-методического комплекса, в соответствии с предложенной им логикой курса.

Произведения, названные в базовой части перечня безальтернативно, могут быть включены кодификатор элементов содержания для проведения государственной итоговой аттестации по литературе.

Предлагается учесть особый статус школьного предмета «Литература» в учебном плане. Для полноценного освоения содержания предмета необходимо следующее количество учебных часов в неделю: 5-11 классы – 3 часа; 9-11 (углубленный уровень [13]) – 5 часов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: