Позитивные изменения в школьном филологическом образовании в немалой степени зависят от реального внедрения Концепции в образовательную среду в качестве нормативного документа. Для этого необходимы меры государственной поддержки, в том числе признание статуса документа на уровне государственных структур, рекомендации по использованию Концепции в разработке последующих научно-методических документов, организационная и финансовая поддержка мероприятий, направленных на совершенствование школьного филологического образования:
- проведение серии семинаров с участием ведущих ученых – методистов, лингвистов и литературоведов – с целью установления общеметодологических и общетеоретических позиций, которые определяют стратегии и механизмы развития школьного литературного и языкового образования;
- разработка учебно-методических материалов, необходимых для полноценной реализации Концепции, создание специальных методических документов на основе приложений к Концепции;
- совершенствование форм и методов промежуточной и итоговой аттестации учащихся по русскому языку и по литературе с учетом предметосообразности;
- уточнение критериев экспертной оценки учебно-методических комплексов и критериев оценки работы учителя-словесника;
- внесение изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт (в частности, разделение предметов «Русский язык» и «Литература» на этапе среднего общего образования); учёт ведущей роли предметов в системе Российского образования при фиксации минимально необходимого количества часов на изучение русского языка и литературы в школе;
- повышение социального статуса учителя вообще и учителя-словесника в частности как педагога, во многом определяющего духовно-нравственное, культурное и гражданское воспитание личности школьника;
- разработка Государственной программы поддержки филологического образования в РФ;
- создание национальной системы оценки качества чтения с учетом культурно-исторической и методической традиций для выявления уровня читательской компетентности школьников, студентов, молодых специалистов;
- государственная поддержка мероприятий, направленных на развитие культуры чтения и письма, повышение статуса читающего и пишущего человека, (всероссийский диктант, олимпиады всех уровней, литературные праздники и т.д.);
- организация школьного досуга – развитие театральных студий, кружков выразительного чтения и т.д.;
- возвращение образовательной функции культурным учреждениям – библиотекам, музеям и пр. для организации внеурочных форм изучения литературы, усиление внимания к краеведческой составляющей филологического образования каждого региона России;
- привлечение родительской общественности к решению проблем повышения читательской культуры школьников.
Перспективным направлением поддержки филологической образованности и – шире – общей культуры граждан РФ является введение обязательного курса «Культура чтения» (по аналогии с курсом «Культура речи») в базовую часть образовательного стандарта по всем направлениям подготовки ВПО (кроме собственно филологов и учителей русского языка и литературы). Возможно на первом этапе после создания такой программы рекомендовать включение этого предмета в вариативную часть образовательных программ в качестве курса по выбору.
Целесообразно разработать систему повышения квалификации учителей начальной школы в предметной области «Русский язык и литература» для более полного обеспечения преемственности основных этапов школьного филологического образования, организовать системную курсовую подготовку по направлению «русский язык как иностранный» для учителей, работающих в полиэтнических классах и билингвальных образовательных организациях.
В связи с первостепенной важностью задач нравственного и патриотического воспитания молодежи, повышения национального престижа России, обеспечения условий для формирования национальной идентичности и укрепления связи поколений необходимо внести исследования в области русского языка и литературы и методики их преподавания в реестр приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации.
В перспективе Концепция вместе с аналогичными разработками в других образовательных областях, выражающими согласованную позицию профессионального сообщества, может послужить одним из источников для создания национальной образовательной доктрины.
[1] Некоторые положения ФГОС нуждаются в уточнении и корректировке в связи со спецификой конкретной предметной области.
[2] В соответствии с поручением Президента РФ по итогам форума Общероссийского народного фронта «Качественное образование во имя страны»: 5. Министерству образования и науки Российской Федерации в целях обеспечения единого образовательного пространства на территории Российской Федерации определить в федеральных государственных образовательных стандартах начального общего, основного общего и среднего общего образования базовое содержание обязательной части основных общеобразовательных программ, в том числе по отдельным учебным предметам.
[3] Здесь и далее в подобных перечислениях последовательность предъявления тезисов не связана с иерархией их значимости.
[4] Аверинцев С.С. Филология // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. Т. 7. – М., 1972. – Стлб. 973 (http://feb-web.ru/feb/kle/Kle-abc/ke7/ke7-9733.htm). Кроме письменных текстов современная филология обращена также к текстам устным.
[5] Лотман Ю.М. Память в культурологическом освещении // Лотман Ю.М. Избранные статьи. Т. 1. - Таллинн, 1992. - С. 200-202.
[6] Учащиеся, для которых русский язык не является родным, в процессе его изучения получают возможность приобщиться к истории и культуре своей «большой» родины.
[7] Понимание явлений языка и литературы, «диалог» с их субъектами, активизация интеллектуального и духовного опыта учащегося в ходе интерпретации текста/произведения, учёт ценностей и свободного выбора личности в процессе творческого овладения предметом.
[8] Осмысление роли субъектов речевой деятельности, осознание значимости индивидуально-личностных качеств писателей, критиков, учёных-филологов и других участников литературного процесса, оценка их вклада в сокровищницу отечественной и мировой культуры, внимание к высшим человеческим ценностям.
[9] Понимание индивидуального характера эстетического восприятия произведений искусства, максимальная опора на личный опыт и возможности школьника в процессе изучения литературы; учёт индивидуальных, в том числе творческих, способностей при формировании языковой личности школьника, уважение к личности ученика, гуманизация учебного процесса в целом.
[10] Согласно ФГОС, «обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, - 30 % от общего объема основной образовательной программы основного общего образования». Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. М., 2013. С. 26.
[11] Данные критерии должны приниматься в расчет авторами программ при формировании вариативной части списка произведений. Следует учитывать, что произведения из перечня могут не соответствовать ВСЕМ критериям.
[12] ФГОС предполагает обязательное обеспечение профильного обучения на этапе среднего общего образования (10-11 классы), тем не менее, у образовательных организаций есть право и возможность обеспечить углубленное изучение отдельных предметов на этапе основного общего образования за счет вариативной части учебного плана.
[13] В связи с началом изучения курса на историко-литературной основе с 9, а не с 10 класса, предлагается образовательным организациям найти ресурсы для обеспечения возможности изучать литературу на углубленном уровне с 9 класса (в том числе за счет вариативной части учебного плана).