У иных рекламистов, блестяще освоивших применение разнообразных приспособлений, инструментария и одежды, естественным образом возникает потребность опробовать богатые, разнообразные сочетания составляющих промоутерской акции по матрице PRM. И здесь агент входит в зону опасности, где существует высокий риск создать наряду с великолепным мероприятием крайне неудачное мероприятие.
Экспериментировать со смелыми комбинациями составляющих может лишь организация, обладающая сравнительно большой численностью маркетологов и психологов в штате (в абсолютных числах). Это необходимо для того, чтобы образовать команду МОЗГОВОГО штурма.: такая команда сможет эффективно проанализировать сложную, многокомпонентную акцию, выявив все ее минусы. В то же время в одиночку с поставленной задачей не справится должным образом ни один аналитик.
Нетрудно объяснить на конкретных примерах, в чем заключается неудачность ряда сложных акций. Искусственно созданный диалог развивается по собственным, внутренним законам, обеспечивающим в полной мере действенную обратную связь между собеседниками. Искусственным диалогом следует признать любой контакт, если тот навязан незнакомцем лицу, стремящемуся по окончании такого диалога удовлетворить свои потребности, которые не связаны напрямую с потребностью в общении. Антиподом данной формы общения выступает, что очевидно, естественный диалог. Ситуативный анализ позволяет получить представление о классических формах искусственного диалога в сравнении с диалогом естественным.
|
|
Естественный диалог: мужчина приглашает соседа к себе выпить пива. Имеет место контакт с хорошо знакомым лицом, главная цель диалога - общение. Посторонние потребности·желание пива, стремление занять у соседа некоторую сумму денег и т. д. - тесно связаны с предыдущей.
Искусственный диалог завязывается между читателем и писателем, зрителем и сценаристом, потребителем и рекламистом, словом, между получателем и источником информации, которые контактируют в силу обстоятельств. Читатель открывает книгу в силу потребности что-то узнать или занять свободное время. Диалог с писателем в круг этих потребностей явно не входит; более того, мнение автора зачастую идет вразрез с мнением читателя по ряду вопросов. Зритель, приходя в театр или кинотеатр, испытывает еще меньшее желание вступить в диалог со сценаристом, поскольку нуждается в первую очередь в увлекательном шоу. Диалог с рекламистом совершенно невы годен для большинства покупателей, поскольку потребитель надеется самостоятельно сориентироваться в море товаров и услуг, полага ясь на знания, чутье, привычки.
|
|
Главный закон искусственного диалога требует раскрытия лишь одной идеи. Пестрота идей путает клиента, отталкивает его. Многообразие тем, фактических подробностей и эмоциональных состояний является нормой для естественного диалога. За кружечкой пива с соседом допустимо и сердиться, и смеяться. Допустимо обсуждать вперемешку и футбол, и работу, и женщин. В искусственном диалоге такое смешение неприемлемо.
Блестящей иллюстрацией сказанного служат американские фантастические блокбастеры низкого качества. Качественный блокбастер отличает то, что сюжетная линия строится на основе какой-то одной идеи сценариста, например борьбы с космическим монстром или роботом. Картину низкого качества отличает излишнее разнообразие тематики: в одной киноленте могут сойтись в неравной схватке пришельцы, динозавры, мутанты, белые акулы, вампиры и т. д. Не исключено, что готовый фильм получится зрелищным, однако это не будет гарантировать успеха в прокате и не обещает любви зрителей из-за тематической мешанины. Например, волну критики вызвала «Обитель зла», которая если и возбудила на время интерес публики, то исключительно благодаря блестящей игре популярной Милы Йовович. Причины неудачи: смешение в одной картине таких тем, как работа секретной лаборатории, мутации, вампиры, гигантский монстр и т. д.
Каждый российский рекламист знает, что в его промоакции не будет участвовать ни заокеанская Мила Йовович, ни отечественный кумир последних двух лет – Анастасия 3аворотнюк. Поэтому агентство маркетинговых коммуникаций обанкротится, если станет повторять ошибки западных (а иногда - и российских) кинематографистов.
К слову, именно кинематограф лучше всего учит, как находить одну блестящую идею для промо-акции и в дальнейшем развивать ее, не сбиваясь с курса. При этом предпочтительным жанром являются фантастические боевики и «мыльные оперы". Фантастика предоставляет оригинальные темы, подсказывает пути повышения зрелищности промоакции, стимулирует творческие способности рекламиста. Мыльные оперы в силу своей одноклеточности. обучают, как перевертывать одну и ту же тему, чтобы всякий раз преподносить публике по-новому.