Бизнесмены не единожды убеждались в том, что вмешательство физиков в экономику приносит ощутимую пользу. Подробнее о причинах этого явления говорилось в главе 4, сейчас же следует обратиться к другой физической дисциплине, позволяющей предсказать определенные экономические процессы, связанные с осуществлением инвестиций и иными капиталовложениями в.промоушн •. Эта дисциплина называется ядерной физикой, она занимается изучением явлений, происходящих на субатомном уровне и связанных преимущественно с превращениями атомного ядра (так называемого нуклида).
Процессы, аналогичные ядерно-физическим, были обнаружены историками и социологами в обществе. Параллель между субатомными и социально-политическими явлениями временами очевидна даже для неспециалиста. Авторские исследования показали, что в отношении маркетинга можно при знать справедливой формулировку, изначально выдвинутую историками (А.Д. Ванюков и др.):.Ускорение кончается распадом. Параллелью в мировой истории служит гибель империй, когда власть идет на авантюристический план ускоренных преобразований. (Ср.: курс на ускорение в перестроечные годы фактически оказался авантюрой, способствовавшей распаду Советского Союза).
|
|
Фирма как проводник государственного влияния на процессы воспроизводства и распределения материальных благ в обществе подчиняется подобным законам. Частный бизнес грешит авантюрами, в ходе которых планируется за счет разовых.своевременных. вливаний большого масштаба избавиться от проблем, обычно связанных не с нехваткой финансовых ресурсов, а совершенно с другими причинами.
Последние годы всех великих империй, начиная с Римской, отмечены небывалым всплеском инфляции (часто - гиперинфляцией), что означает избыток денежной массы. Современная фирма, якобы нуждающаяся в деньгах, на самом деле располагает достаточными резервами, но администрация такой фирмы не способна эти резервы увидеть и рационально использовать. Даже если резервы сравнительно скромны, это не дает основания полагаться на финансовую авантюру.
Непонятно, откуда берется роковая уверенность, что большими деньгами удастся распорядитьс~ столь же эффективно, как и маленькими. Когда рабочий процесс организован неправильно, так что даже малая сумма стремительно тает (а проконтролировать расходы в данном случае технически прощеl), то что говорить о крупных финансовых ресурсах. Они израсходуются еще быстрее по вине не устраненных вовремя утечек. Если перефразировать одного из комедийных героев гениального Мольера, вести дела при больших деньгах кто угодно сможет, а настоящий мастер бизнеса избегает финансовых авантюр.
|
|
В ядерной физике подобное наблюдается во врема бомбардировки тяжелых ядер легкими. Разогнанный до большой скорости нуклид сталкивается с ядром-мишенью, ЧТО приводит к взаимодействию частиц. В результате начавшейся реакции образуются определенные продукты. Для многих·реакЦИЙ таким продуктом выступает составное ядро, иначе компаунд-ядро. Оно заключает в себе большую массу и энергию. Можно сказать, что цель авантюристически настроенных бизнесменов - превратить капитал фирмы в массивное компаунд-ядро за счет быстрого вливания немалых средств. Этого удается добиться всегда, но вот наслаждение успехом оказывается недолгим, а подчас и вовсе отсутствует.
Та же ядерная физика показывает, что составное ядро крайне неустойчиво, причем именно за счет сообщенной ему колоссальной энергии, необходимой для скачкообразного наращения массы. Неустойчивость ПРОЯВJIяется в коротком сроке жизни компаунд-ядра: тяжелый нуклид за доли секунды распадается с образованием легкого нуклида и высвобождением какой-нибудь массивной субатомной частицы.
В бизнесе это равнозначно разорению. Стремительно возросший капитал фирмы в условиях, когда не устранены пороки администрирования и не определены цели дальнейшего развития, за считанные дни дает обильную утечку и ставит предпринимателя на краю глубочайшей долговой ямы. Процесс разорения вследствие финансовой авантюры удобно записать в виде физической формулы: А (а, Ь) В, где А - исходный капитал, а - ускоренные вливания, Ь - финансовые потери (при а меньшем Ь), В - оставшиеся в обороте средства.
Каким образом рационально и безопасно осуществлять финансовые вливания, подсказывает опять-таки ядерная физика. Среди множества реакций между субатомными частицами наибольшей выгодой обладают каналы термоядерной реакции. При этом берется несколько сравнительно легких ядер двух видов, которые одинаково ускоряются и сталкиваются. В процессе столкновения пары ядер разного вида рождается тяжелое ядро третьего вида и выделяется эпергия, необходимая для поддержания термоядерной реакции, то есть для столкновения остальных движущихся ядер.
Если объяснять сущность явления схематически, то можно сказать, что у физика изначально есть нуклиды Аl, А2 и АЗ. Он сталкивает их с нуклидами Вl, В2 и ВЗ. Первыми сталкиваются Аl и Вl, в итоге рождается ОТНQсительно устойчивое ядро Сl, и выделяется энергия, которая расходуется на синтез А2 + В2 = = С2. А этот синтез провоцирует реакцию АЗ + ВЗ = СЗ.
Если перевести сказанное на язык микроэкономики (а впрочем, и политическоЙ экономии), То справедливо будет требование мобилизовать единовременно малые средства, чтобы затем, не распыляя, направлять их на «ремонт слабого звена. - только одногоl Сумма Аl расходуется на решение проблемы Вl, которая является наиболее острой. Затем, получив положительный результат Сl, нужно в условиях возрастающей стабильности мобилизовать средства А2 на решение проблемы В2 и т. Д.
Обратим внимание на тонкость психологического подхода в данном вопросе. Можно вообрази'rЬ фирму как одну частицу или как сумму частиц. Тот, кто представляет фирму единичной частицей, фактически говорит: «Вся моя фирма - бапкрот, она проблемна и загнивающа с макушки до пят. Я спасу фирму, если потрачу на нее несколько миллионов, бестолково распылив их на то да се •. (Похоже, что римские императоры, идя на экономические авантюры, по сути дела признавали банкротом свое собственное отечество.)
Иначе, то есть оптимистически рассуждает тот, кто видит фирму как комплекс частиц. Такой человек говорит:.В целом моя фирма хороша, но в организации производства есть серьезные недочеты. Нужно устранить эти недочеты, чтобы мой бизнес приносил большие деньги •. (Примерно так рассуждал и патриотически настроенный Гостомысл, взывая к Рюрику:.Земля наша велика и обильна, но порядка в ней нет.).
|
|
Подобная схема была блестяще опробована советскими банками в годы нэпа (1922-1925 гг.), когда в условиях нехватки денежных средств требовалось финансировать различные хозяйства по всей стране. Первоначально было осуществлено удачное финансирование крупных торговых хозяйств вроде Губторга и Маслотреста за счет быстрого возврата массы мелких кредитов. В дальнейшем возврат кредитов от крупных хозяйств помог направить значительные суммы на подъем очищенных от долгов новых хозяйств и промышленных предприятий. А на следующем этапе прибыль банков стала распределяться на дальнейшее стимулирование торговли и кредитование организаций, осуществлявших хлебозаготовки. Тем самым удалось насытить денежными средствами, стабилизированными реформой 1922 г., важнейшие сегменты национальной экономики и преодолеть тяжелые последствия кризиса 1919-1921 ГГ., так называемой разрухи.
К слову, в наши дни именно аналогично поступает каждая рачительная домохозяйка, сама не отдавая себе отчета в том, что следует законам ядерной физики. Чтобы повысить производительность труда и получить вознаграждение в виде добавочного свободного времени, домохозяйка берет в банке кредит на покупку бытовой техники. Первоначально она по купает большой и надежный холодильник взамен маленького старого. Это позволяет женщине реже бегать по магазинам: в большом холодильнике хранится много еды, которая вдобавок не портится в течение целой недели. Это позволяет сэкономить немало времени и заодно избежать пустых финансовых затрат из-за порчипродуктов. В результате женщина больше внимания уделяет работе и раньше срока погашает кредит.
Теперь она берет новый кредит - на более льготных условиях, поскольку банк доволен ее платежеспособностью. Домохозяйка по купает микроволновую печь, благодаря чему экономит время на приготовлении и подогреве продуктов (разогрев завтрака женщина и вовсе поручает дочери). В результате у женщины высвобождаются часы не только на дополнительную работу, но и на более длительный отдых, чем прежде. Восполняя затраты сил полноценным отдыхом, женщина повышает общую производительность своего труда на рабочем месте и дома.
|
|
Третий кредит, полученный в банке этой клиенткой и вовсе легко благодаря ее блестящей кредитной истории, расходуется на приобретение посудомоечной машины, что высвобождает время на регулярное (а не от случая к случаю) посещение ночных клубов, бассейна, фитнес·центра. Здесь женщина как завсегдатай заводит выгодные знакомства и в конечном итоге через новых друзей находит себе другую, более высокооплачиваемую работу.
Аналогичным образом, причем действуя более примитивно и однообразно в сравнении с находчивой домохозяйкой, поступает подавляющее число автомобилистов. Приобретая подержанную машину, автомобилист в дальнейшем за счет ряда мелких затрат на ремонт (по сути - вливаний) добивается ее полного преображения. Обновленная машина продается по относительно высокой цене, что позволяет приобрести взамен другое авто - более дорогое и более престижной марки.
В отдельной взятой фирме действие по описанной схеме означает использование малых вливаний для поэтапного решения проблем. Первый малый кредит берется на погашение.сердитых" долгов, то есть требующих скорой и безоговорочной выплаты, а также хотя бы на не значительное расширение каналов сбыта, чтобы увеличить - пускай, сравнительно не намного, доходы от реализации товаров и услуг.
В дальнейшем, когда удастся кратковременно стабилизировать ситуацию, бизнесмен берет новый краткосрочный кредит возможно, меньше прежнего в стоимостном выражении. Этот кредит расходуется главным образом на расширение и (или) обновление производства. Остатки идут на догашение оставшихся задолженностей. С этого момента стабилизация сменяется слабо выраженной тенденцией к росту производства.
Новый кредит, вероятно, не понадобится. Но если уж его брать, то расходовать на закупки новой техники, заранее спланировать процесс ее внедрения в производство и рассчитав отдачу от; такого внедрения. (Остатки кредита можно потратить на материальную стимуляцию сотрудников и привлечение новых работников, руки которых пригодятся В условиях производственного роста).
Заблуждается тот, кто скажет, что данный совет выглядит чересчур шаблонным, словно бы списанным с неудачного американского учебника. Как поступить бизнесмену, которому не нужна техника? В такой постановке вопроса как раз и коренится роковая ошибка. Техника сегодня решает абсолютно все и во всех сферах деятельности. Нет такого бизнеса, который бы совершенно обходился без тех или иных электронных, электротехнических и тому подобных устройств. Чтобы понять верность данного утверждения, достаточно рассмотреть, как станет поднимать свои дела агентство маркетинговых коммуникаций, специализирующееся на проведении промоутерских акций.
Формулы физики с оговорками справедливы в отношении какого-нибудь супермаркета, для которого промо-акция является способом расширить каналы сбыта. Справедливы ли эти формулы для рекламного агентства, для которого промо-акции - основная форма деятельности (ведущая услуга)? Абсолютно справедливы!
Итак, агентство, которому становится все труднее проводить промо-акции, берет в банке маленький кредит и не распыляет его на тысячу мелочей, а.кучкой. направляет на удовлетворение нескольких конкретных нужд. Прежде всего это расчет по важным долгам (аренда офиса и некоторые другие). Далее это усиленная самореклама, в том числе посредством Интернета. Фирма получает несколько заказов и, как следствие, несколько авансов. Это помогает вовремя погасить кредит и выполнить часть заказов.
Теперь агентство смело берет новый кредит, чтобы выполнить остальные заказы, но при этом проявить оригинальность отойти от шаблонной схемы, изобретать новые типы промо-акций. Такой подход оборачивается небольшим повышением доходов. Наметившийся рост производства позволяет обойтись в дальнейшем без кредитов.
И все же агентство, ощутив уверенность в завтрашнем дне, берет третий кредит - на приобретение разнообразной техники, инструментария и приспособлений. Солидная рекламная фирма, расширяющая производство, стремится сделать каждую промо-акцию технически безупречной. Для этого требуются:
новый софт для дизайнера, бухгалтера, стилиста и т. Д.;
техника, расширяющая возможности компьютера, ручные и настольные сканеры, цифровые фото- и видеокамеры, мультимедийные средства (видеобластеры), источники бесперебойного питания;
3) продвинутые аудиосистемы и светотехника, диктофоны, вспомогательное офисное оборудование (скажем, видеодвойка для демонстрации успехов агентства заказчикам);
4) средства связи, обеспечивающие быстрый прием и обработку большого количества заказов (телефон, автоответчик, факс, модем, антенна для ПОДКЛЮЧJ!НИЯ к Интернету по выделенной линии);
5) приобретение полного комплекта оборудования для диагностики и ремонта электроники и электротехники, применяемой в процессе подготовки промо-акции (тестеры, индикаторные отвертки, паяльники, антистатические браслеты и т. д.);
6) набор элементарных инструментов и приспособлений для быстрого ручного ремонта случайно поврежденных униформы или бутафорских принадлежностей (швейная минимашинка, электроутюг, комплект ниток и иголок, клей);
7) техника для удобства и релаксации сотрудников и клиентов (музыкальный центр, микроволновая печь, электрочайник, кондиционер, вентилятор).
Понятно, что данный список не полон. Здесь приведены лишь наиболее типичные примеры, которые не вызывают возражений. Очевидно, что приобретение перечисленной техники и приспособлений поднимет сервис фирмы на должную высоту при условии, что закупленное добро не станет пылиться, а будет едва ли не ежедневно вовлечено в работу.
Как видно, ядерная физика не обманула ни рекламиста, ни его клиента. Для самостоятельного изучения вопроса рекламистам и менеджерам по рекламе рекомендуется упоминавшееся выше пособие.Справочник по физике. Б.М. Яворского и А.А. Детлафа, а также издания.Превращения атомных ядер. в.и. Гольданского и Е.В. Лейкина,.Физика микромира. к-и. Щелкина и.Введение в ядерную физику. К.Н. Мухина. Последняя книга рассчитана на хорошо подготовленного в физике читателя. К сожалению, работ об экстраполяции ядернофизических закономерностей на рыночные явления пока не существует.
Отчасти это связано с тем, что столь удачные сравнения, как приведенное выше, крайне редки. Причем, говоря об удачности., следует иметь в виду не внешнюю, показную красивость, а научную точность, максимальное соответствие фактам. Подобная.удачность вряд ли повторится для микроэкономики В ее сопоставлении с ядерной физикой, так что в единственном числе окажется пример некоторого сходства между двумя типами ядерных реакций и двумя формами самофинансирования - правильной и неправильной.
Важно всегда помнить, что социум (в частности, рыночная среда) не является полным аналогом микромира. Стремление представить человека микрокосмом (то есть уменьшенной копией макрокосма, Вселенной) завело средневековую астрологию в ТУIIИК. Та же судьба ожидает и экономику, если она будет злоупотреблять проведением параллелей. В этой связи aктуально звучит высказывание физика-ядерщика К.Н. Мухина о правомочности сравнений: «Аналогия в науке - вещь рискованная. Буквальное понимание ее часто nриводит к вульгаризации. Поэтому, nользуясь аналогией, старайтесь понять, где она кончается, в чем она не проходит, и снова вернитесь к тому физическому явлению, для иллюстрации которого аналогия придумана».
И тем не менее полностью отказываться от заимствования достижений других, не экономических наук нерационально. В данном случае пришлось бы вместо анализа эффективности финансовых вложений выдавать голословные, ни на чем не основанные и никак не доказуемые рекомендации. Исчезли бы наглядные примеры с банками, домохозяйкой, автомобилистом, которые показывают, что найденный историками принцип действует на разных уровнях организации систем. Маркетинг требует строгого научного подхода, умения мыслить аналитически, мастерства в экстраполяции известных закономерностей на неизвестные явления. Стоит рекламисту отказаться от таких принципов в работе, как совокупность потребителей превратится в его глазах в беспорядочную толпу, которую придется наугад забрасывать листовками в тщетной надежде на милость Фортуны.
Отчасти именно поэтому экономика идет на намеренное сближение с теми науками, которые внешне чужды ей, в наиболее проблемных своих областях. Например, управление временем в менеджменте широко опирается на данные биологических наук. в этом нетрудно будет убедиться, ознакомившись с механизмами управления временем при планировании и про ведении промоутерских акций. И в самом деле - верно подобрать день и час для раздачи рекламоносителей - это один из самых сложных моментов современного маркетинга.