Психоактивные вещества, не отнесенные к списку наркотиков, называют

токсикоманическими. Психоактивные вещества – химические вещества, которые способны при однократном приеме изменит настроение, физическое состояние, самоощущения, восприятие окружающего, поведение, а при систематическом приеме – вызвать психическую или физическую зависимость.

По определению ВОЗ, зависимость – это состояние периодической или хронической интоксикации, вызываемое повторным употреблением естественных или синтетических веществ. Согласно Международной Классификации болезней синдром зависимости – это сочетание физических, поведенческих и когнитивных явлений, при которых употребление вещества или класса веществ начинает занимать первое место в системе ценностей индивида. Злоупотребление – еще не сформировавшаяся зависимость.

Привыкание – состояние, возникающее при повторных приемах психоактивного вещества: желание продолжить, повторить прием, возможно возрастание дозы при повторных приемах. При этом возникает психическая зависимость вследствие улучшения психического состояния, Вредные последствия приема вещества имеются только для индивида в виде функциональных, обратимых изменений в состоянии здоровья.

Пристрастие – состояние непреодолимого и хронического приема веществ, вызывающих необходимость его повторного употребления; неудержимое, компульсивное, желание приема и добывания вещества любыми путями; тенденция к быстрому росту дозы раз от разу; изменение личности, психические и общесоматические нарушения; вредные последствия не только для человека, но и для общества в целом. Человек, имеющий пристрастие к наркотикам или алкоголю, как правило, является наркологическим больным (см. подраздел 2.3.)

Подростки, имеющие риск стать наркоманами, характеризуются нарушением поведения: уклонение от учебы и труда, склонны к уходу из дома и ведению асоциального образа жизни, к ведению половой жизни и сексуальным девиациям, агрессии и аутоагрессии.

Уровень потребления наркотиков может рассматриваться как угрожающий генофонду нации, если 5% населения и более употребляют наркотики. По отношению к алкоголю такой границей является употребление в год 8 л чистого этанола на каждого жителя страны. В России в настоящее время по разным данным лиц, употребляющих наркотики – 10 млн. Потребление алкоголя составляет 14-15 л на человека в год

Главными физическими последствиями наркомании и алкоголизма являются увеличение заболеваемости соматическими и психическими болезнями, увеличение смертности, сокращение продолжительности жизни. К социальным последствиям этих социальных девиаций можно отнести увеличение числа преступлений, сокращение числа людей, занятых трудовой деятельностью. Рост наркомании резко обостряет проблему СПИДа. Установлена прямая связь роста наркомании и быстрого «расползания» по стране гепатита Б.

Еще недавно ученые исследователи считали, что токсико-наркотические средства распространяются преимущественно среди детей из неблагополучных семей, детей, склонных к бродяжничеству. Однако установлено, что в последние два-три года зараженность наркотиками в элитарных общеобразовательных, частных школах, лицеях, колледжах в 2-2,5 раза выше, чем в обычных школах. К окончанию школы 20% мальчиков и 13% девочек пробовали наркотики, а регулярно "сидят на игле" 9% мальчиков и 5% девочек. 30% выпускников школ-интернатов и детских домов становятся алкоголиками или наркоманами. По официальным данным, 3% призывников употребляют наркотики.

При этом большинство опрошенных имеют недостоверные, а часто и ложные сведения о вреде наркотиков. Можно даже говорить о своеобразной мифологизации наркотиков молодежью. Так, 34% из них считают, что наркотики бывают "всерьез" и "не всерьез", 21% - согласны с тем, что "наркотик делает человека свободным", и 42% уверены, что от увлечения наркотиками всегда можно отказаться. Подростки не только не знают толком, чем грозят наркотики здоровью и личности человека, но и смутно себе представляют себе степень ответственности перед законом за распространение, хранение и прием наркотиков. Наблюдаемая "романтизация" наркотиков среди их потребителей способствует высокой лояльности по отношению к наркоманам на фоне самого низкого доверия к педагогам, врачам и психологам.

Данные недавних социологических исследований говорят о том, что лишь немногие преподаватели и родители представляют себе истинное положение вещей.

Другая существенная причина стремительного роста наркотической эпидемии - это доступность наркотиков. С каждым годом наркобизнес в самом прямом смысле захватывает все новые и новые российские территории. На российском рынке уровень цен на героин, кокаин и другие наркотики существенно выше, чем в США и Европе, что стимулирует экспансию к нам международного наркобизнеса. Наша страна оказалась совершенно не готовой к наркотической агрессии внешнего мира.

2.5. Особенности проблем труда и занятости молодежи

Проблема трудоустройства подростков и молодежи стоит достаточно остро как в миру (например, студенческие волнения во Франции в апреле 2006 года), так и в России Причиной тому являются объективные и субъективные факторы.

Кризисное состояние экономики создает сложную ситуацию на рынке труда, что сказывается прежде всего на молодых людях, как менее подготовленных с профессиональной, образовательной и социально-психологической (имеются в виду жизненный опыт и с ним связанные установки и ценностные ориентации) точки зрения. Вопросы труда и занятости молодежи тесно переплетаются в сложном клубке политических, экономических, социальных, демографических, правовых и психологических факторов, характеризующих общественную ситуацию в Российской Федерации и отдельных ее регионах.

Экономическая реформа 90-х гг. в России радикально изменила сложившийся за долгие годы трудовой уклад жизни советских людей, что сказалось на состоянии рынка труда и характере занятости населения, его различных категорий. Кризис на российском рынке труда (несоответствие предложения труда спросу со стороны производства) проявляется сегодня в избытке рабочей силы и устойчивом росте открытой, частичной и скрытой безработицы. Переход предприятий в руки частных собственников, который предполагал изначально модернизацию производства, только ужесточил требования к возрасту, полу и профессионализму работников, а также к наличию трудового стажа, что уменьшило шансы трудоустройства молодежи, впервые выходящей на рынок труда.

Отмена в конце 1990 г. постановлением Совета Министров СССР централизованного распределения выпускников учебных заведений привела к тому, что более половины оканчивающих общеобразовательные школы, средние специальные и высшие учебные заведения не могут ныне найти применения своим силам в соответствии с полученными специальностью и профессией. Введение коммерческих принципов в деятельность большинства учебных заведений создало дополнительные преграды на пути выпускников школ и лицеев, желающих продолжить свое образование. В результате подростки и молодежь вынуждены подолгу искать работу.

Увеличивается отсев юношей и девушек из школ по причине неуспеваемости. Сами школьники часто не проявляют особой охоты посещать учебные заведения. Наблюдаемая тенденция, естественно, скажется в перспективе на общем уровне образованности и профессионализма рабочих и служащих.

Оставшись вне стен учебного заведения и порой без помощи родителей, подростки не могут не только найти работу, но и получить «статус» безработного, а значит, иметь соответствующие пособия, обучаться на специальных профессиональных курсах. Статус «безработного» может быть получен с 16 лет, хотя подросткам разрешается трудиться по действующему с 1991 г. законодательству с 14 лет. Оказавшись за бортом общественно-полезной деятельности, несовершеннолетние юноши и девушки пополняют контингент «групп риска».

Параллельно наблюдается неготовность юношей и девушек активно включиться в новые хозяйственные отношения, начать трудовую деятельность, получить соответствующую профессиональную подготовку и квалификацию. Наибольшие сложности возникают с трудоустройством молодых матерей-одиночек, инвалидов 3-й группы, и в первую очередь несовершеннолетних юношей и девушек. Острыми остаются проблемы профессионального обучения и последующего трудоустройства выпускников детских учебно-воспитательных учреждений, лиц, освобожденных из мест заключения, подростков, оставивших учебу или убежавших от родительского очага, юношей и девушек из семей беженцев.

Неудавшаяся профессиональная карьера в начале жизни практически всегда отрицательно сказывается на всем пути человека.

Сегодня группа молодежи в России, которая нигде не работает и не учится, составляет более 2 млн юношей и девушек, значительную часть которых можно отнести к безработным. Специалисты Института молодежи (Москва), считают, что количество безработной молодежи занижено в официальной статистике как минимум на 20 %, так как молодежь в силу особенностей характера далеко не всегда регистрируется на биржах труда.

Новые общественные отношения, особенно в частном секторе, предъявляют специфические требования к работнику. Сегодня большая часть подростков и молодежи – будущих соискателей рынка труда – психологически не готова к складывающейся в экономике ситуации. Социальные психологи указывают на такие ориентации нынешнего подрастающего поколения, как нежелание устраиваться после учебного заведения на непрестижную, низкооплачиваемую работу. В выборе профессий доминируют специальности бизнесмена, брокера, экономиста, юриста, работника торговли, кооператора


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: