Запросы родителей к психологу

За последние несколько лет характер запросов родителей несколько изменился, стал более кон­кретным, обоснованным.

Например, большинство родителей детей дошкольни­ков в 1990 — 1993 годах еще не осознавали необходимости систематического контроля за ходом психического разви­тия ребенка и часто не понимали, что проблемы, возни­кающие у ребенка, во многом носят психологический ха­рактер. Вероятно, поэтому многие родители обращались ко мне, как к психологу детского сада, за консультацией в том случае, если не было причин для беспокойства. Воз­можно, это связано с тем, что родителям детей-дошкольников сложно заметить неявные отклонения в развитии ребенка: нет такого критерия оценки, как учебная дея­тельность, где сразу видно, успевает ребенок или нет; кроме того, ребенок дошкольного возраста еще мал, не умеет рефлексировать и выражать свои чувства и переживания, а родители часто не замечают его переживаний, к тому же недостатки в развитии и поведении часто списывают на возраст ребенка.

В последнее время наметился рост заинтересованности родителей в помощи практического психолога, о чем можно судить по увеличению числа обращений родителей за консультацией к психологу. Кроме того, сейчас, как мне кажется, родители больше осознают свою роль в появлении каких- либо симптомов в поведении ребенка, а не списывают это только на особенности наследственности и темперамента. Вероятно, широкое распространение психологической службы в системе народного образования и обилие научно-популярной литературы по вопросам воспитания стимулируют заинтересованность родителей в получении элементарных психологических знаний, позволяют им другими глазами посмотреть на особенности своих взаимоотношений с ребенком.

Исходя из своего опыта работы в детском дошкольном учреждении, могу отметить, что число обращений родителей за консультацией к психологу зависит от собственной активности психолога-практика, от того, насколько интенсивно и интересно он ведет просветительскую работу среди родителей и воспитателей, как объясняет свои задачи и возможности, очерчивает круг проблем, которые можно решить совместными усилиями психолога, родителей и педагогов.

Попытаюсь выделить несколько групп характерных зап­росов, встречающихся в практике психолога детского сада.

Первая группа запросов родителей носит «непроблемный», познавательный характер. Родители понимают необходимость контроля за ходом психического развития ребенка, раннего выявления отклонений и задержек в развитии и формулируют свой запрос в виде требования определить уровень умственного и психического развития ребенка.

Появление такого рода запросов вызвано, вероятно, тем, что в последнее время в нашем обществе уделяется при­стальное внимание проблемам школьного детства, ранне­го обучения и развития дошкольников. Если четыре года назад, такие типы детских дошкольных учреждений, как мини-лицеи, специализированные детские сады, где в качестве основной стоит задача всестороннего развития личности ребенка, были новым и необычным явлением для нашей страны, то сейчас многие детские сады имеют свою специфику и работают по различным развивающим программам. Кроме того, в последнее время выпускается большое число научной и научно-популярной литерату­ры, где подчеркивается важность периода дошкольного детства для последующего умственного и личностного развития ребенка, обращается внимание на необходимость контроля за развитием ребенка, даются советы и методи­ческие рекомендации по воспитанию и обучению детей. Однако в такого рода литературе, как правило, мало вни­мания уделяется возрастным закономерностям и нормативам развития ребенка в дошкольном возрасте. Столь пристальное внимание к дошкольникам в сочетании с недостатком информации о том, что же на самом деле происходит в этом возрасте, вызывает у родителей потребность проконсультироваться со специалистом по поводу своего ребенка. При таких запросах у родителей доминиру­ет желание удостовериться, что ребенок развивается нормально, получить у психолога подтверждение своим мыс­лям о том, что у них самый развитый и беспроблемный ребенок, В большинстве случаев такие родители плохо воспринимают замечания и рекомендации психолога и в даль­нейшем мало следуют его советам.

С другой стороны, запросы родителей определить уро­вень развития их детей связаны с появлением широкой сети учебных заведений типа лицеев, гимназий и т.п., что доказывает необходимость ранней подготовки детей к обу­чению в школе со сложной программой и обеспечения им необходимого уровня развития для поступления в такую школу. Но если раньше многие родители обращались к психологу за консультацией о возможности ребенка обу­чаться в школе с шести лет, то сейчас в большинстве слу­чаев родители не стремятся отдавать ребенка в школу рань­ше семилетнего возраста и у них не стоит проблема опре­деления готовности ребенка к школьному обучению, так как в семь лет ребенок все равно должен пойти в школу. Кроме того, практически в каждой школе прием детей ве­дет психолог, который и определяет уровень подготовки дошкольника. Вероятно, поэтому число запросов родите­лей об определении уровня готовности ребенка к школе уменьшилось: Однако в том случае, если это происходит, то в отличие от родителей первой группы советы и рекомендации психолога воспринимаются внимательно и часто используются, особенно если они представляют со­бой комплекс игр и упражнений для доразвития, «подтя­гивания» отстающих психических функций.

Другой круг проблем, возникающих у родителей, свя­зан с проблемой выявления задатков и способностей. На­личие различных групп и кружков по обучению детей му­зыке, изобразительному искусству, английскому языку, танцам и т.п. ставит перед родителями задачу выбора наиболее приемлемой для их ребенка сферы обучения, а оби­лие научно- популярной литературы приводит к возникно­вению иллюзий, что можно уже в 3-4 года определить; к чему способен ребенок (причем часто имеется в виду конкретная сфера знаний или специальность), и развивать его именно в этом направлении. Часто это сводится к насильному и интенсивному обучению детей музыке, математике, иностранному языку или др. В данном случае я считаю, что моя задача в первую очередь состоит в том, чтобы разъяснить возможности появления серьезных в развитии, личности ребенка и объяснить необходимость его всестороннего развития.

С этим кругом запросов также связана проблема ускоренного психического развитая де­тей, раннего выявления одаренности. Число обращений в консультацию по этому поводу невелико, однако наличие их ставит перед психологом детского сада особую задачу выявления одаренных детей, контроля за их развитием, составления индивидуальных программ обучения с целью предупреждения нежелательных последствий.

Многочисленную группу составляют запросы родите­лей, связанные с отклонениями в поведении детей дош­кольного возраста (агрессивность, застенчивость, замкну­тость, неуверенность в себе, фантазирование, эмо­циональная неустойчивость, нервность). Причем число таких запросов заметно увеличилось.

Можно выделить три круга проблем, в основе которых лежат различные причины появления отклонений в поведении детей.

Первый круг связан с незнанием родителями основных закономерностей развития детей дошкольного возраста, и в связи с этим - завышение требований, предъявляемых к ребенку, ориентация на всегда послушного, «удобного» ребенка, нетерпимость к проявлению самостоятельности. В этом случае при работе с родителями часто бывает доста­точно объективной оценки психологом развития ребенка, разъяснений основных закономерностей развития е ука­завшем на критические возрасты и объяснением необхо­димости изменения стиля общения с ребенком, снятия лишнего контроля и требований.

Второй круг проблем, связанных с отклонениями в поведении детей, имеет в своей основе нервно-психичес­кие нарушения у детей, которые содержат разнообразный спектр своих проявлений (минимальная мозговая дисфун­кция, неврозы, психосоматические заболевания, психи­ческое недоразвитие и др.). Эти нервно-психические на­рушения относятся к сфере деятельности психоневроло­га, невропатолога, психиатра, не исключая, однако, своевременной психологической помощи. И здесь в первую очередь задача психолога состоит в своевременной рекомендации родителям обратиться за консультацией к специалисту. Другой круг проблем связан с изначальным неверным подходом к воспитанию ребенка: гиперопекой, запугивани­ем, частыми физическими наказаниями, полным отстра­нением от процесса воспитания, безразличием.

3.2 Задачи взаимодействия педагога-психолога и


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: