В роли переводчика

Миф

Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу рассказать им что-то новое.

Реальность

Психологические знания со временем ассимилируют­ся с обыденными представлениями, имеющимися у пси­холога, — это естественный процесс профессионально­го становления психолога как специалиста. Однако это не значит, что знания родителей, имеющих опыт обще­ния с детьми, наблюдения за ходом их развития и даже интересующихся психологической литературой, носят целостный и систематизированный характер. Психолог лучше разбирается в возрастной психологии хотя бы в силу того, что систематически осваивает эти знания.

Многие причинно-следственные связи не очевидны для людей, профессионально не занимающихся психо­логией. Когда психолог обращает на них внимание ро­дителей, это позволяет им по-новому взглянуть на раз­витие своего ребенка, на отношения с ним и способ­ствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.

В психологии накоплен богатый материал о психоло­гических закономерностях, описаны и проанализирова­ны различные психологические феномены. Это источ­ник полезных знаний для людей. Психолог, занима­ющийся практической деятельностью, во многом является переводчиком этих знаний с научного языка, доступного не многим, на язык человеческий, понятный тем, кто не является специалистом в области психологии.

Кроме того, опираясь на данные психологической диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.

Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. важно, чтобы произошла встреча роди­тельского жизненного опыта и психологических знаний. Встреча не как противостояние, противодействие, а как диалог и возникновение контакта.

Таким образом, психолог обладает большим диапазоном возможностей привнести нечто новое, полезное для родителей, конструктивное для развития, воспитания детей и взаимодействия с ними.

ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ЧАСТЬ

Миф

У другого психолога (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой, довольны собранием, хо­тели бы встречаться с психологом снова и снов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: