Миф
• Родители знают достаточно много, и вряд ли я смогу рассказать им что-то новое.
Реальность
Психологические знания со временем ассимилируются с обыденными представлениями, имеющимися у психолога, — это естественный процесс профессионального становления психолога как специалиста. Однако это не значит, что знания родителей, имеющих опыт общения с детьми, наблюдения за ходом их развития и даже интересующихся психологической литературой, носят целостный и систематизированный характер. Психолог лучше разбирается в возрастной психологии хотя бы в силу того, что систематически осваивает эти знания.
Многие причинно-следственные связи не очевидны для людей, профессионально не занимающихся психологией. Когда психолог обращает на них внимание родителей, это позволяет им по-новому взглянуть на развитие своего ребенка, на отношения с ним и способствует изменению взаимодействия с детьми в более конструктивную сторону.
В психологии накоплен богатый материал о психологических закономерностях, описаны и проанализированы различные психологические феномены. Это источник полезных знаний для людей. Психолог, занимающийся практической деятельностью, во многом является переводчиком этих знаний с научного языка, доступного не многим, на язык человеческий, понятный тем, кто не является специалистом в области психологии.
|
|
Кроме того, опираясь на данные психологической диагностики, наблюдения, на опыт своего общения с учащимися, психолог может поделиться с родителями своими профессиональными выводами о тенденциях, имеющихся в классе, об особенностях развития детей на данном этапе их жизни, а также выделить наиболее актуальные для родителей конкретного класса аспекты обсуждаемой темы.
Важно не игнорировать знания, уже имеющиеся у родителей, а добавить в них дополнительные грани, акцентировать внимание на наиболее важных аспектах, создать возможность для восприятия фактов с разных точек зрения. важно, чтобы произошла встреча родительского жизненного опыта и психологических знаний. Встреча не как противостояние, противодействие, а как диалог и возникновение контакта.
Таким образом, психолог обладает большим диапазоном возможностей привнести нечто новое, полезное для родителей, конструктивное для развития, воспитания детей и взаимодействия с ними.
ВЗЯТЬ НА СЕБЯ ТОЛЬКО ЧАСТЬ
Миф
• У другого психолога (более опытного, знающего и т.п.) сразу бы все получилось, все родители были бы заинтересованы темой, довольны собранием, хотели бы встречаться с психологом снова и снов.