(Школьный психолог, 2004 г. № 5)
Присутствие психолога в школе стало привычным как для преподавателей и учащихся, так и для родителей. Сфера его деятельности расширяется, охватывая не только диагностическую и коррекционную работу, но и работу развивающего, профилактического характера. Психологи все чаще используют фронтальные развивающие занятия, что важно, так как из их поля зрения не выпадают в целом благополучные дети.
Работа профилактического характера с родителями учащихся также становится все более востребованной и школой, и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже имеющихся проблем (это обычное дело), сколько о повышении психологической компетентности родителей, поиске и обозначении психологических ресурсов, которыми они могут воспользоваться впроцессе взаимодействия с детьми. Если такая работа проводится регулярно, носит систематический характер, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.
|
|
Выступление НА ТЕМУ
Тематические выступления психолога на родительском собрании являются интересной формой профилактической и развивающей работы с родителями. Выступление может быть коротким и являться частью общего собрания, а может стать содержанием отдельной встречи, на которую родители придут специально. В любом случае с точки зрения налаживания конструктивного взаимодействия это полезно.
Конечно, не стоит думать, что тематическое выступление на родительском собрании – это очень просто и легко. Если психолог хочет, чтобы взаимодействие с родителями принесло реальную пользу, то важно строить его на основе субъект – субъектных отношений. Психолог может способствовать развитию психологической культуры родителей, если удержится на позиции доброжелательного отношения к ним, уважения к их родительскому опыту.
Многие психологи, особенно начинающие, могут испытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.
Мне представляется, что в ситуации неопределенности у неопытного психолога могут актуализироваться представления иррационального характера, своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. Мифы, как известно, отличаются от реальности и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуверенность. Попробуем во всем этом разобраться.