Мифы и рифы (размышления о работе психолога с родителями)

(Школьный психолог, 2004 г. № 5)

Присутствие психолога в школе стало привычным как для преподавателей и учащихся, так и для родителей. Сфера его деятельности расширяется, охватывая не только диагностическую и коррекционную работу, но и работу развивающего, профилактического характера. Психологи все чаще используют фронтальные разви­вающие занятия, что важно, так как из их поля зрения не выпадают в целом благополучные дети.

Работа профилактического характера с родителями учащихся также становится все более востребованной и школой, и самими родителями. Речь идет не столько о психологических консультациях по поводу уже име­ющихся проблем (это обычное дело), сколько о повы­шении психологической компетентности родителей, по­иске и обозначении психологических ресурсов, кото­рыми они могут воспользоваться впроцессе взаимо­действия с детьми. Если такая работа проводится регу­лярно, носит систематический характер, то она может внести заметный вклад в согласование представлений, позиций родителей и педагогов как субъектов образовательного пространства.

Выступление НА ТЕМУ

Тематические выступления психолога на родительском собрании являются интересной формой профилактической и развивающей работы с родителями. Выступление может быть коротким и являться частью общего собрания, а может стать содержанием отдельной встречи, на которую родители придут специально. В любом случае с точки зрения налаживания конструктивного взаимодействия это полезно.

Конечно, не стоит думать, что тематическое выступление на родительском собрании – это очень просто и легко. Если психолог хочет, чтобы взаимодействие с родителями принесло реальную пользу, то важно строить его на основе субъект – субъектных отношений. Психолог может способствовать развитию психологической культуры родителей, если удержится на позиции доброжелательного отношения к ним, уважения к их родительскому опыту.

Многие психологи, особенно начинающие, могут ис­пытывать высокий уровень напряженности и тревоги, когда оказываются перед необходимостью участия в родительском собрании, а также когда анализируют результаты своей встречи с родителями.

Мне представляется, что в ситуации неопределенности у неопытного психолога могут актуализироваться представления иррационального характера, своеобразная мифология, связанная с профессиональной деятельностью. Мифы, как известно, отличаются от реально­сти и могут поддерживать и усиливать тревогу, неуве­ренность. Попробуем во всем этом разобраться.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: