Миф
• Если я не смогу ответить на все вопросы родителей, они решат, что я недостаточно компетентный психолог.
Реальность
Трудно найти психолога, который знает ответы на все вопросы, а если таковые и встречаются, то возникает вполне закономерный вопрос: какие собственные внутриличностные задачи они решают, надувая щеки и морща лоб? В психологии еще много белых пятен, и поэтому психолог может чего-то не знать в силу того, что достоверно этого пока не известно никому. Кроме того, есть вещи, о которых он сам пока не задумывался, С которыми не встречался. И это вполне естественно.
Если воспринимать вопросы, которые возникают у родителей, не как экспертизу на профпригодности, а как ориентир для дальнейшего развития, то сама ситуация собрания — это ситуация взаимного обмена. Психолог не только дает полезную информацию, пищу для размышления, но и получает ориентиры для своего профессионального развития.
С нашей точки зрения, психолог имеет право сказать родителям, что не знает точного ответа на их вопрос и предложить поразмышлять вместе(особенно уместно это по отношению к вопросам сложным, не однозначным, не имеющим четких вариантов ответа в психологии). Психолог имеет право сообщить родителям, что он не готов дать ответ на вопрос в данный момент, но к следующей встрече просмотрит необходимую литературу, обдумает вопрос и подготовится к ответу. Это нисколько не умаляет квалификации психолога, а скорее свидетельствует о его серьезном профессиональном подходе к обсуждаемой теме.
Осмысление сложностей и затруднений, с которыми можно встретиться на родительском собрании, внимание к собственным опасениям, беспокойству, тревоге — важная часть профессиональной деятельности школьного психолога. Поняв, сколько у имеющихся опасений реальных оснований, а сколько мифов, проанализировав свои ожидания и проверив их на предмет адекватности и реалистичности, психолог может обрести большую уверенность и спокойствие на предстоящей встрече с родителями.