Несколько примеров

Банальнейший пример. Мама говорит сыну: «Ты совсем ничего не читаешь, прилип к этому телевизору. Я в твои годы знаешь как глотала книги, не успевала бегать в библиотеку». Замечательно. Но сын не видел своей мамы в ее 15 лет. Он был в это время далеко. Зато он видит ее сейчас. И знает, что последний раз видел ее с книгой, когда ему было шесть лет: она читала ему вслух «Буратино». Да, в ее сумочке лежат любовные романы — она читает их по дороге на работу или перед сном, но даже этого сын не видит...

А вот пример посложнее. Новый год. Родители обмениваются подарками. Мама дарит отцу, ну, скажем, бритву. На следующий день приходят в дом гости, и отцу от них в подарок достается еще одна бритва. Присутствующая при этом десятилетняя дочь открывает рот, чтобы «по-честному» прокомментировать это событие в присутствии дарителей. Отец, который хорошо знает свою дочь, успевает жестом остановить ее. Девочка удивлена, но послушно замолкает. Можно забыть этот инцидент: гости не огорчены, отцу удалось выстроить ситуацию так, как он считал правильным и нужным. Но если этот мужчина действительно воспитатель, он обязательно найдет возможность объяснить дочери суть произошедшего, донести до нее те ценности, которые оказались затронутыми в данной ситуации: люди хотели сделать мне приятное, я им благодарен и не хочу омрачать нашу совместную радость.

ЧТО ЗА ДВЕРЬЮ?

Воспитывать — значит делать зримым и осязаемым для ребенка ценный для взрослого образ жизни. Воспитательные технологии — это ключи от дверей, за которыми разворачивается жизнь воспитателя. Иногда эти ключи существуют в форме объяснений (почему я считаю, что так нужно делать), чаще — совместных действий (проживаем ценную для меня ситуацию вместе, и я делюсь с тобой своими чувствами и мыслями по ее поводу). Бывает, что ключ приобретает форму сильных эмоций взрослого по поводу действий или слов ребенка. Как положительных, так и отрицательных. Ликование, восхищение, гнев, душевная боль, обида — эти чувства как вспышки молнии озаряют те ценности, которые взрослый считает предельно значимыми для себя. Если чувства естественны, сила их влияния, как правило, огромна. Но интенсивность чувств должна быть адекватна значимости ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: