Методический комментарий

Такие виды труда, как самообслу­живание, хозяйственно-бытовой, труд в природе, используются во всех воз­растных группах, а ручной труд — в старшей и подготовительной группах.

Поручения широко используются во всех возрастных группах детского сада. Но в младшей группе они яв­ляются ведущей формой организации труда. Поэтому работу с малышами по трудовому воспитанию надо начинать с индивидуальных поручений, которые ребенок выполняет вместе с воспита­телем, и только много позже перехо­дить к другим формам.

В силу психологических особенно­стей дети младших групп недостаточ­но самостоятельны в своих действиях, склонны к подражанию, не могут со­гласовывать свои действия с действи­ями товарищей и работать в нужном для коллектива темпе, часто отвлекаются, не доводят начатое дело до кон­ца. Малышей мало интересует резуль­тат, их влечет сам процесс действия. Они еще не владеют необходимыми умениями и навыками для достижения результата. Поэтому только со второй половины года во 2-й младшей груп­пе, когда дети уже имеют некоторый трудовой опыт, воспитатели использу­ют групповые поручения.

Основной формой объединения де­тей этого возраста в труде является труд «рядом», когда каждый ребенок работает самостоятельно и за свою работу отвечает перед воспитателем. При этом малыш упражняется в уме­ниях и навыках, необходимых в кол­лективной работе.

Во второй половине года во 2-й младшей группе вводятся дежурства — систематический труд, требующий опре­деленного уровня самостоятельности. Наиболее широкое применение разно­го вида дежурства получают в старшей и подготовительной группах.

Наиболее сложной формой орга­низации труда детей является коллек­тивный труд. Широко он использует­ся только в старшей и подготовитель­ной группах детского сада, когда на­выки детей становятся более устойчи­выми, а результаты труда имеют прак­тическую и общественную значимость. Дети к этому возрасту уже имеют до­статочный опыт участия в разных ви­дах дежурств, в выполнении разно­образных поручений. Возрастные воз­можности детей позволяют воспитате­лю решить более сложные задачи тру­дового воспитания:

• приучать детей договариваться о
предстоящей работе;

• работать в нужном темпе;

• выполнять задание в определен­ный срок.

В старшей группе педагог исполь­зует такую форму объединения детей, как общий труд, когда дети получают общее для всех задание, а в конце ра­боты подводится общий итог.

В подготовительной группе особое значение приобретает совместный труд, когда дети оказываются в зависимости друг от друга в процессе работы. Совместный труд дает педагогу возмож­ность воспитывать положительные фор­мы общения между детьми: умение веж­ливо обращаться друг к другу с прось­бой, договариваться о совместных дей­ствиях, помогать друг другу.

В процессе труда дети приобретают необходимые навыки, в том числе на­выки ухода за растениями и животными (труд в природе), осваивают простейшие действия с предметами, узнают о мате­риалах и их свойствах (ручной труд). У детей формируется интерес к труду же­лание трудиться (хозяйственно-бытовой труд, самообслуживание).

В каждой группе необходимо соз­дать условия для всех видов труда, со­ответствующие возрасту детей. Должен рационально храниться инвентарь и ма­териалы, чтобы дети имели возмож­ность самостоятельно ими пользоваться.

Содержание труда детей, система включения их в труд, его продолжи­тельность и объем, формы объедине­ния детей в труд, методы и приемы, постепенное усложнение задач и по­вышение требований к самостоятель­ности детей должны соответствовать программе каждой возрастной группы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: