___________________ Свойства __________________ I Коэффициенты весомости
Престиж ■ 0,186
Комфорт 0,172
Дизайн 0,157,
Безопасность 0,143
Надежность 0,128
Эффективность и топливная экономичность 0,114
Стоимость эксплуатации и обслуживания 0,10
Всего 1,0
Числовое значение коэффициентов весомости, ограниченное фиксированной суммой, усложняет экспертную оценку. В процессе работы эксперту приходится определять не только, какой показатель информативности является более значимым, но и долю весомости, приходящуюся на все остальные менее важные показатели, чтобы «втиснуть» в нее весомости оставшихся показателей. Поэтому эксперту легче определить весомость самого важного показателя и затем весомости других показателей как меру их важности по сравнению с главным свойством, т. е. использовать метод последовательных сопоставлений.
На третьей ступени результаты опроса подвергаются математико-статистической обработке, определяются среднеквадратическое отклонение, коэффициент вариации и коэффициент конкордации (W). Проводят анализ, который включает анализ согласованности экспертной оценки.
|
|
Высокое значение коэффициента конкордации свидетельствует о неслучайной согласованности мнений экспертов. Расчет можно сделать по формуле
W= (19)
где n — количество показателей; r—количество экспертов; —разность между суммой рангов каждого фактора и средней суммой рангов, определяемая по формуле
= (20)
Ранг фактора определяется как , где — ранг i-го фактора у j-го эксперта.
Если W= 1, то согласованность полная, если W= 0 — согласованность отсутствует.
Согласованность мнений экспертов проверяют по критерию Пирсона (). Критерий Пирсона позволяет утверждать о соответствии ряда данных закону нормального распределения (закону Гаусса).
Критерий Пирсона
(21)
Значения критерия Пирсона, полученные в результате расчета, сопоставляют со стандартными значениями (табл. 8). Если они равны, то значение Недостоверно при заданной степени свободы (V):
V=n-1 (22)
8. Значения критических точек распределения (x2)
Доверительная вероятность | Критерии Пирсона при степенях свободы | ||||||||||
0,05 | 11,1 | 12,5 | 14,1 | 15,5 | 18,3 | 19,7 | 28,7 | 26,3 | 17,5 | ||
0,01 | 15,1 | 16,8 | 18,4 | 20,1 | 21,7 | 23,2 | 24,7 | 26,2 | 29,1 | 33,4 |
Пример (из работы М. А. Червовой «Оценка и формирование потребительских свойств шампуней»). Было проведено анкетирование специалистов, занятых в области косметологии, сертификации и производства косметических средств для мытья волос. Экспертов просили оценить важность каждого свойства по шкале относительной значимости в диапазоне 1 — 10, причем им было разрешено по этой шкале выбрать не только целые, но и дробные числа. Была использована расчетная формула весомости j-го свойства в виде:
|
|
где Pji— оценка весомости j-го свойства у i-го эксперта; п — количество показателей; — общее количество экспертов.
Средние значения коэффициентов весомости показателей качества шампуней приведены на диаграмме (рис. 14).
Как видно из диаграммы, наибольшую весомость, по мнению экспертов, имеет показатель «моющая способность». Высокую оценку получила характеристика «появление негативных реакции», непосредственно связанная с безопасностью товара. Кроме этого значимыми являются такие свойства, как пенообразование, смываемость, расчесываемость и блеск волос. Эстетические показатели (запах, цвет, консистенция) получили самые низкие коэффициенты весомости.
Рис. 14 Весомость показателей качества шампуней
Полученные взвешенные показатели были проранжированы в зависимости от их величины с учетом связности при соблюдении для каждого эксперта условия:
где - ранг j-го «взвешенного показателя качества шампуня для i-го эксперта.
Ранги взвешенных потребительских характеристик шампуней, данные экспертами, представлены в таблице 9.