Пробный маркетинг можно рассматривать как один из этапов частичного внедрения товара на рынок, т. к. достаточно сложно распространить новый товар в масштабах всего национального рынка в короткий период времени. В связи с этим необходимость проведения пробного маркетинга, как правильно отмечает Питер Р. Диксон*, связана с тем, в какой мере фирма, предлагающая новый товар, имеет маркетинговые и инновационные преимущества перед конкурентами. Эти преимущества закладываются на этапе стратегического маркетинга. Задачей же пробного маркетинга является правильное предложение и представление товара потребителю.
Проведение пробного маркетинга должно способствовать принятию маркетинговых решений в отношении следующего:
§ требуется ли доводка товара перед запуском его в серийное производство;
§ обеспечивает ли план маркетинга требуемый уровень продаж;
§ правильно спозиционирован товар или требуется его перепозиционирование;
§ удовлетворены потребители товаром, и в какой мере оправдались их ожидания.
|
|
Неудовлетворительные результаты пробного маркетинга нельзя рассматривать как неудачу товара. Следует рассмотреть и проанализировать причины неудачи на этом этапе. К этим причинам могут быть отнесены следующие: неудачный выбор времени проведения пробного маркетинга, неправильно выбран полигон, товар не в полной мере доработан, ошибки в выборе целевой группы потребителей и комплексе маркетинга, оптимистическая оценка результатов пробного маркетинга в предыдущих периодах, недооценка действия случайных факторов, например, климатические условия и др.
При организации пробного маркетинга необходимо четко определить его основные задачи, к числу которых относятся:
– область или элемент тестирования, например, упаковка;
– широта охвата элементов тестирования, например, реклама, упаковка, качество, дизайн, каналы распределения и т. д.;
– допустимое количество одновременно тестируемых элементов;
– продолжительность тестирования;
– недостатки организации пробного маркетинга прошлых лет;
– региональные границы пробного маркетинга.
Исключительно серьезной проблемой проведения пробного маркетинга является определение территориальных границ или зоны тестирования инновационного товара. Эти границы в максимальной степени должны соответствовать основным характеристикам, полученным в процессе сегментации рынка. Например, если применение товара ориентировано на сельскую местность, то нельзя проводить пробный маркетинг в городах. Основные факторы, влияющие на границы пробного рынка представлены в табл..
Таблица