Каждая фирма, стремящаяся к успеху на рынке, должна осуществлять анализ деятельности конкурентов и проводить маркетинговые исследования — иначе вся ее работа может оказаться совершенно оторванной от реальной жизни. В Internet перед маркетинговым отделом компании стоят те же задачи:
- изучение рынка;
- изучение конкурентов;
- изучение потенциальных клиентов.
Информацию о рынке можно получать на Web-серверах правительственных учреждений каждой конкретной страны, университетов, корпораций, промышленных групп и информационных агентств. Это могут быть демографические, социологические данные, всевозможная статистика, сведения о рекламе и даже о покупательной способности различных категорий населения.
Изучение конкурентов должно начинаться с посещения их Web-сервера. Для этого можно воспользоваться поисковыми системами. Следующим шагом должно стать внимательное изучение содержимого Web-серверов конкурентов, и особенно их гипертекстовых связей. Важно выявить эти связи и, возможно, также использовать их в дальнейшем.
|
|
Важную информацию о потребителях можно получить, просто изучая электронную почту. Для получения информации о потенциальных потребителях можно также обратиться на ряд специализированных Web-серверов.
Самые разные данные о потребителях можно получить, исследуя поток посетителей на сервере компании: демографические, статистические, поведенческие, их вкусы и настроения. Причем в данном случае для получения сведений маркетологам не нужно никого искать — посетители приходят сами и сами все рассказывают. Отдел маркетинга узнает о реальных потребностях реальных людей (потенциальных клиентов), причем о любых изменениях в их предпочтениях можно узнать быстро.
Один из основных инструментов маркетинговых исследований -проведение опросов. Самым простым и дешевым способом проведения опросов в Internet является, конечно, электронная почта. При рассылке анкет требуется соблюдать все те же правила сетевого этикета, что и при обмене обычными электронными посланиями.
Web-сервер может быть использован для тестирования различных рекламных концепций, для исследования отношения потребителей к разным вариантам оформления, упаковки и маркировки товара, к разным стратегиям ценообразования.
Независимо от формы проведения опросов в internet они должны проводиться только с согласия потребителей и анонимно — если опрос проводится от имени конкретной фирмы или тем более на сервере этой компании, ответы будут весьма субъективны. избежать нежелательной субъективности можно при проведении опросов совместно с какой-либо исследовательской компанией или учебным заведением.
Использование Internet-технологий, безусловно, существенно расширяет возможности фирмы в области маркетинговых исследований разного рода. Internet