Случай С.Б

С.Б. – человек 52 лет, в период слепоты был активным и разумным. Он мог ездить на велосипеде со своим другом, который поддерживал его за плечо и направлял его, он мог обходиться без обычной палки, прогуливаясь иногда между стоящими машинами и фургонами. Всю жизнь он мечтал о том дне, когда он сможет видеть, хотя его ситуация считалась безнадежным, но операция прошла успешно.

Когда повязки были впервые сняты с его глаз, и он больше не был слепым, он повернулся на голос хирурга, но, повернувшись он ничего не увидел, кроме расплывчатых очертаний.

Однако спустя нескольких дней он уже достаточно эффективно мог пользоваться своим зрением. Он мог ходить по коридорам больницы без помощи осязания, смотреть сколько времени на стенных часах, постоянно следил из окна за проходящими машинами.

Однако он воспринимал мир темным и расплывчатым и тусклые краски огорчали его. Ему нравились яркие краски, он был недоволен, когда наступали сумерки. Разочарование усиливалось, постепенно он перестал вести активный образ жизни и через 3 года скончался.

Депрессия после прозрения характерна для всех случаев.

Феномены:

  • Своеобразное восприятие расстояния: смотря из окна, ему казалось, что он может ногами дотянуться до земли, хотя окно находилось на расстоянии 10-12 метров, с другой стороны, он мог точно оценивать размеры и расстояния до знакомых предметов, с которыми он знаком через осязание.
  • Очень редко показывал свое удивление, искренне удивила луна.
  • Не научился читать глазами, но сразу мог узнавать заглавные буквы (оказывается в школе для слепых его учили читать только заглавные буквы), но научился читать только простые слова. Установлен факт зрительного узнавания букв, заученных на ощупь.
  • Ряд изображений автобуса показывает его неспособность нарисовать что либо, о чем раньше не знал через осязание. Отсутствовала передняя часть автобуса.
  • Непосредственно использовал свой тактильный опыт и в течение длительного времени его зрительное восприятие было ограничено тем, что он знал.
  • Появилась боязнь к уличному движению.
  • Сложность заключить какой это предмет без предварительного осязания, особенно знакомство с новым предметом происходит через ощупывания первоначально.

М. Зенден:

Иногда причиной врожденной слепоты являются катаракты обоих глаз.

Каким видит только что прозревший человек:

1.В самом начале человек не воспринимает организованный зрительный мир таким, каким его видят нормальные люди. Вначале он чрезвычайно смущен потоком незнакомых зрительных стимулов.

2.Однако не и полного хаоса, так как он сразу видит целостные фигуры, отделенные от фона.

3.Он сразу же способен фиксировать объекты и рассматривать их, а также следить глазами за движущимися фигурами.

4.У этих людей отсутствует предметность восприятия, поскольку они не могут определить характер различия между предметами и категоризовать их.

5. у них есть способность оценки пространственной удаленности объектов, но она весьма несовершенна.

И.Лондон дал краткое описание изложения сообщений русских хирургов об аналогичных случаях. В общем они совпадают с фактами Зендена. Однако был замечен интересный факт: зрительное восприятие у ослепших детей (в районе 3-5 лет) восстанавливается быстрее, чем у слепорожденных.

Вывод: У прозревших после удаления катаракты людей имеются зачатки зрительного восприятия, но необходимость приобретения еще и перцептивного опыта для нормального восприятия чрезвычайно важна.

  • Исследования перцептивного развития у животных в условиях сенсорной изоляции и депривации. Новорожденные животные

Общая схема экспериментов: новорожденное животное некоторое время воспитывается в условиях сенсорной изоляции – в темноте или в малоструктуированной среде, а затем оцениваются его перцептивные способности.

Опыты Хеллера:

Опыт проводился на крысятах, и была показана необходимость предшествующего опыта для учета удаленности при восприятии объекта. В эксперименте крысята до 34-дневного возраста выращивались в темноте. Их обучали различать размеры 2 светящихся кругов, стоя у V-образного лабиринта – бежать по лабиринту к большему кругу (при этом выборе давали пищу). Круги были видимы только в одном месте за стеклянной перегородкой, и крысенок не имел зрительных впечатлений о расстоянии до кругов, так как при любом движении круги переставали быть видимыми. В контрольном опыте большой круг отодвигали так, чтобы зрительный угол большого круга был равен зрительному углу маленького круга, и крысы бежали кто-куда, что свидетельствует об отсутствии константности размера. В другом опыте большой круг отодвигали так, чтобы зрительный угол большего круга был меньше маленького круга, и крысы бежали за маленьким кругом. Когда же эту группу в течение недели содержали в комнате со светом, то при повторном тестировании она обнаружила константность восприятия размера. Эти результаты доказывают гипотезу о том, что отсутствие зрительного опыта препятствует константному восприятию размера.

Появление константности размера:

  • Скорее всего зрительный опыт сводится (и получается) к приближению и удалению объектов в окружающей среде.

Опыты Лешли И Дж. Рассела:

  • Крысят выращивали 100 дней в темноте
  • Расстояние между платформами варьировалось
  • Пространственная ориентировка (восприятие удаленности): точность прыжка с одной платформы на другую (сила толчка).
  • Результаты: сила толчка у крыс «дневных» и «ночных» была одинакова, что служит свидетельством о врожденной способности воспринимать удаленность.

Опыты Р.Фанц:

  • Брали цыплят вылупившихся в темноте и не имели опыта с пищей
  • В эксперименте было использовано 1000 цыплят и 100 различных предметов
  • Каждый мелкий предмет был оснащен электроцепью для регистрации удара и упаковкой.
  • Результаты: цыплята в 10 раз чаще клюют шарик, чем пирамиду. Из плоских форм они предпочитали кружочки треугольникам в независимости от относительной величины. В исследовании объемности цыплята предпочитали шарик плоскому диску. Из кружочков они больше предпочитали шарики диаметром около 3 мм.
  • Вывод: цыплята обладают врожденной способностью воспринимать форму, объемность и размер.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: