Представляет ли восприятие процесс добавления или процесс различения?
Процесс добавления: следы прошлых воздействий присоединяются по законам ассоциаций к сенсорной основе, постепенно видоизменяя перцептивные образы.
Теоретик может заменить эти образы на отношения, умозаключения, гипотезы.
В любом случае соответствие между восприятием и стимуляцией постепенно уменьшается.
Перцептивное научение, понимаемое таким образом, непременно сводится к обогащению сенсорного опыта через представления, предположения и умозаключения.
Зависимость восприятия от научения, по-видимому, противопоставляется принципу зависимости восприятия от стимуляции.
Процесс дифференциации: постепенное уточнение качеств, свойств и типов перемещений приводит к изменению образов; перцептивный опыт даже вначале представляет собой отражение мира, а не совокупность ощущений; мир приобретает для наблюдения все больше и больше свойств по мере того, как объекты в нем проявляются все более отчетливо; в конечном счете, если научение успешно, феноменальные свойства и феноменальные объекты начинают соответствовать физическим свойствам и физическим объектам в окружающем мире.
В этой теории восприятие обогащается через различение, а не через дополнение образов.
Соответствие между восприятием и стимуляцией становится все большим, а не меньшим. Оно не насыщается образами прошлого, а становится более дифференцированным.
Перцептивное научение в этом случае состоит в выделении переменных физической стимуляции, которые прежде не вызывали ответа.
не дает объяснения галлюцинациям, или иллюзиям, или каким-либо отклонениям от нормы.