- Достоинства:
- Стремление к строгой проверке гипотез, эксперименту, контролю дополнительных переменных.
- Признание роли ситуативных переменных, параметров среды и их систематическое изучение.
- Прагматический подход к терапии позволил создать важные процедуры для изменения поведения.
- Недостатки:
- Редукционизм - сведение принципов поведения, полученных на животных, к анализу поведения человека.
- Низкая внешняя валидность вызвана проведением экспериментов в лабораторных условиях, результаты которых трудно перенести в естественные условия.
- Игнорирование когнитивных процессов при анализе S-R связей.
- Большой разрыв между теорией и практикой.
- Поведенческая теория не дает стабильных результатов.
Социально-когнитивная теория А. Бандуры
- 6.2.1. Обучение через наблюдение
- 6.2.2. Самоэффективность
- 6.2.3. Компоненты обучения через наблюдение
Обучение через наблюдение
Основным тезисом теории Альберта Бандуры было утверждение, что обучение может быть организовано не только посредством осуществления каких-либо действий, как это полагал Скиннер, но и с помощью наблюдения за поведением других людей. По всей видимости, механизмами такого обучения являются не только внешнее отслеживание последовательности совершаемых действий, но и внутренние детерминанты - когнитивные переменные. "Современная социально-когнитивная теория придерживается взгляда на человека как активное существо, использующее когнитивные процессы, чтобы представлять события, предвосхищать будущее, выбирать направление действия и взаимодействовать с другими людьми" (Первин Л., Джон О., 2000. С.434). Поведение можно объяснить взаимодействием человека с его окружением. Такой подход к исследованию был назван А. Бандурой реципрокным детерминизмом.
Объектом наблюдения является не только модель поведения, но и последствия, к которым она приводит. Этот процесс Бандура назвал опосредованным (косвенным) подкреплением, которое также имеет когнитивный компонент - ожидание последствий. Бандура подчеркивал ситуативную специфичность ожиданий и убеждений человека, связанную с умением человека тонко дифференцировать и группировать многообразные условия и обстоятельства жизни. Вместе с тем восприятие одной и той же ситуации индивидуально вариативно и зависит от уникальных личностных характеристик.