Вера и церковь

Религия занимает важное место в текстах консервативных мыслителей. В большинстве случаев они считали церковь одним из «столпов государства» в его стремлении к социальному порядку и стабильности. Не менее часто консервативные мыслители поддерживали официальную церковь, полагая ее необходимым аспектом государства и даже тождественной «политическому организму».

Как бы ни оценивать такой подход, в нем нетрудно усмотреть элементы анахронизма. Дело в том, что в истории существовало два типа религиозной дифференциации:

• между сторонниками официальной церкви и членами других сект;


• между христианами и нехристианами (по мере секуляризации это деление относится к верующим и неверующим).

Политическим выражением такого деления было выталкивание всех индивидов, находящихся вне рамок официальной церкви, на положение граждан низшей категории. Они могли пользоваться только некоторыми правами (иметь крышу над головой и заниматься определенным родом деятельности). И не обладали избирательным правом и правом на исполнение публичных (государственных) должностей. Такая ситуация была характерной для Европы, дореволюционной, советской и современной России (см.: 16; 17; 18).

Толерантность к членам других сект, нехристианам и неверующим пробивала себе дорогу с громадным трудом. Тем более это относится к предоставлению им политических прав. Даже самый крохотный шаг на этом пути встречал ожесточенное сопротивление консерваторов. Но с этим процессом было связано постоянное сокращение социальных функций церкви в сфере образования и социальных вопросов. В современном мире церкви являются добровольными союзами. Каждый индивид может записаться в любую из них или не принадлежать ни к одной.

Весьма характерно, что среди консервативных мыслителей были и такие, которые совершенно не питали никакой религиозной веры (Галифакс, Болингброк, Юм). Но даже они полагали, что должна существовать официальная церковь. В настоящее время нельзя сбрасывать со счета исторические изменения религии. Поэтому представители консервативного мировоззрения могут признать эти изменения без всякого обвинения в непоследовательности. Кроме того, в XX в. политическая активность церкви нередко была связана с доминированием в ней сторонников левых политических идеологий. Следовательно, вера и церковь не могут считаться существенными элементами консерватизма.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: