Множество идеологий

Для адекватного описания анархизма модель плюрализма более репрезентативна по сравнению с монизмом и дуализмом. Анархизм — это множество связанных между собой типов политического мышления, объединенных общим смысловым ядром — отношением к государству. При таком определении исчезают проблематические элементы анархизма как идеологии. Безусловно, анархизм не является идеологией в смысле марксизма. Прежде всего потому, что сам марксизм не может считаться каноном любой идеологии по той причине, что у него есть корпус текстов, написанных основателем данной идеологии. Либерализм, не обладающий каноническими текстами, может служить более надежной точкой отсчета при суждении об анархизме.

С другой стороны, анархизм не может также считаться Движением по типу традиционных (рабочее и национальные) и современных (движение сторонников мира, экологическое)


движений. Плюрализм еще не располагает настолько солидной родословной, как монизм и дуализм. Да и сам принцип плюрализма не является общепринятым как вне, так и внутри анархизма.

Прежние формы анархизма отбрасывали плюрализм в пользу жестких монистических форм. Они были вынуждены защищать определенную структуру, методы организации и распределения, уже существующие в обществе. Все это вело к ожесточенным и бесплодным дискуссиям внутри анархизма между сторонниками разных концепций и решений.

Правда, в анархизме издавна существует доктрина спонтанности. В процессе осуществления революции против государства массы спонтанно будут принимать решения об установлении нового социального порядка. Это создавало иллюзию в том, что никакое социальное и организационное решение не исключено. В то же время предполагалось, что выбор будет сделан в пользу определенных решений. Они будут воплощены в жизнь под руководством активных и теоретически подготовленных анархистов, образующих авангард движения.

Иначе говоря, в предшествующей истории анархизм находился под влиянием монистических шаблонов мысли. В результате анархисты стремились развивать собственное учение путем включения в него новых требований и постулатов. Однако они не вытекали из главных свойств анархизма. В качестве примера можно привести один из новейших манифестов: «Мы требуем непосредственной демократии, ликвидации любых иерархий, максимальной свободы, тотальной революции, устранения различия между средствами и целями, устранения всякого руководства и оптимизма относительно анархистского будущего всего человечества» (29,161) Однако принципиальные анархисты не имеют никакого отношения к таким лозунгам. Их сравнение с лозунгами российских анархистов и анализ программ последних может быть предметом специального исследования (см.: 30).

Принцип плюрализма позволяет объяснить частичное переплетение анархизма с другими идеологиями. Прежде все-


го теми, которые критически относятся к государству и любой власти, основанной на насилии, использующей разветвленный госаппарат. Тем самым анархизм, по определению, исключает все авторитарные формы консерватизма, фашизм, государственный капитализм, государственный социализм и национализм. С другой стороны, он частично совпадает с либерализмом, демократией и даже марксизмом в той его части, которая исключает государство в будущем. Именно перечисленные связи были и остаются причиной многочисленных недоразумений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: