Практика показывает, что эффективный руководитель должен: -знать себя;
- понимать ситуацию;
-уметь выбрать стиль управления, адекватный ситуации и уровню подчиненных;
-учитывать потребности группы;
-учитывать нужды ситуации;
- учитывать нужды индивидуумов.
Показатели качества управления, как правило, свидетельствуют о том, эффективно управление или нет. Поэтому их можно назвать показателями эффективности управления.
В совокупность показателей качества управления включены:
-высокая информированность о потенциале принимаемых решений, внедряемых нововведений;
-полнота выделения актуальных для образовательного учреждения проблем;
-рациональность выбора общей и частной целей;
- интегрированность целей;
-реалистичность планов достижения целей развития образовательного учреждения;
- заинтересованность педагогических работников в активном освоении новшеств и совершенствовании своей деятельности;
- контролируемость всех процессов в образовательном учреждении (включая инновационные процессы).
|
|
Показателем эффективности руководства является также степень авторитета руководителя.
Выделяют три формы этого авторитета:
формальный авторитет, обусловленный набором властных полномочий, даваемых занимаемым постом. Формальный должностной авторитет руководителя способен обеспечить не более 65 % влияния на своих подчиненных. Стопроцентную отдачу работника руководитель может получить, лишь опираясь еще дополнительно на свой психологический авторитет;
моральный авторитет (разновидность психологического авторитета), зависящий от нравственных качеств руководителя;
- функциональный авторитет (разновидность психологического авторитета), определяемый компетентностью руководителя, его деловыми качествами и отношением к своей профессиональной деятельности. Низкий функциональный авторитет руководителя приводит, как правило, к потере влияния на подчиненных, что вызывает агрессивную реакцию со стороны руководителя по отношению к подчиненным и приводит к ухудшению психологического климата и результатов деятельности коллектива.