Билет 37 Объекты и цели информационной диагностики

ИД – целенаправленный процесс получения выводного знания об объекте на основе технологий синтезирования известных сведений о нем.

Цель аналитика – составление собственного знания о состоянии объекта.

В зависимости от целей и возможностей предприятия может быть выбран любой объект для диагностики, удовлетворяющий следующим условиям:

- объект должен быть мобильным, изменяемым с течением времени (либо изменяются знания о нем);

- сведения об объекте должны быть документированы;

- объект должен иметь определенные индикаторы оценки, и эти признаки должны быть достаточно формализованы;

На шкале обязательно должна быть измеритель «неопределенно».

- объект должен иметь какие-либо закономерности в своем развитии, т.к. основная цель аналитики это выявление тенденций развитий объекта;

- локальность объекта – зависит от цели диагностики. (темпы развития Южной Кореи)

Объекты различной природы для ИД:

§ Предметная область знания профессиональной деятельности (философия, банковское дело)

§ Конкретные объекты науки, техники, бизнеса (диэлектрики, телевизоры)

§ Сырье и материалы (соединение фтора, бурый уголь, тосол)

§ Технологии (шлифовка оптических стекол, обжиг голубой глины, обработка соц. данных, технологии 25 кадра)

§ Природные явления, процессы (состояние озонового слоя, температурный режим в СПб)

§ Социальные процессы, ситуации (изменения в уголовном праве, ближневосточный кризис, конфликты в младших группах детского сада)

Пример: конфликт в детском саду.

Индикаторы:

- поводы

- состав участников + зачинщики

- последствия

- ликвидация

- интенсивность: в течение дня, недели, сезона.

Ссора à Слезы à Ссадины и синяки

Выводы:

- обязательна экономическая или научная значимость объекта для фирмы;

- должны быть найдены индикаторы для достижения цели.

Цели ИД:

Существуют типовые и специальные (конкретные) цели диагностики.

Типовая цель ИД – выявление тенденций развития объекта.

Конкретная цель – установление тенденций роста оптовых цен на молочные продукты.

Типовые цели ИД:

1. Ретроспективная оценка развития объекта предметной области.

Результаты:

· - точка рождения объекта или знания о нем;

Правило: информация собирают для ретродиагностики только в обратной хронологии,

· - выделение этапов развития объекта;

· - хронологическая граница современного этапа развития объекта;

· - тенденции развития объекта на современном этапе. Аналитик должен показать отличие современного этапа от предшествующего.

2. Определение тенденций развития объекта

3. Оценка уровня развития объекта – предполагает сравнительный анализ объектов-аналогов, тех, которые выполняют аналогичные функции, используются в той же сфере и имеют совпадающие потребительские свойства. Уровень развития оценивается по шкале: высокий, средний, низкий.

4. Выделение перспективных направлений развития объекта

5. Информационный прогноз развития объекта.

· сравнительный ресурсный подход – для ранее выявленных перспективных тенденций выделяются необходимые и достаточные условия их реализации и сравниваются

· «зависимый» прогноз – перспективные тенденции сравниваются относительно какого-либо важнейшего критерия для фирмы.

· вероятностный подход – перспективные тенденции оцениваются вероятностными методами по набору количественных критериев.

· сравнительный анализ экспертных прогнозов – анализируются обзорные статьи ведущих авторов по теме, выделяются перспективные тенденции в формулировке автора, сравниваются по набору критериев.

· прогноз принципиально новых изобретений и открытий.

Специальные цели ИД:

1. Бенчмаркетинг – термин предложен в 1974 году компанией Ксерокс. Бенчмаркетинговая сеть – это группа предприятий, объединившихся по подписанному договору с целью обмена наилучшими практиками.

3. Диагностика стратегий и рисков.

Риск – это отсутствие информации или неточная информация об объекте при принятии решения. Можно выделить около 300 разновидностей рисков.

Основоположники – Траут, Нортон, Каплан.

Собирается команда активных сотрудников, формируется перечень стратегических целей. Из них строится каскад целей, доходящих до каждого сотрудника фирмы. По Трауту: «Стратегия – это то, что отличает наше предприятие от других».

Развитие предприятия; персонал

4. Диагностика региона, фирмы, персоны.

+ еще 100, 200, 300 и т.д. спец.целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: