ИД – целенаправленный процесс получения выводного знания об объекте на основе технологий синтезирования известных сведений о нем.
Цель аналитика – составление собственного знания о состоянии объекта.
В зависимости от целей и возможностей предприятия может быть выбран любой объект для диагностики, удовлетворяющий следующим условиям:
- объект должен быть мобильным, изменяемым с течением времени (либо изменяются знания о нем);
- сведения об объекте должны быть документированы;
- объект должен иметь определенные индикаторы оценки, и эти признаки должны быть достаточно формализованы;
На шкале обязательно должна быть измеритель «неопределенно».
- объект должен иметь какие-либо закономерности в своем развитии, т.к. основная цель аналитики это выявление тенденций развитий объекта;
- локальность объекта – зависит от цели диагностики. (темпы развития Южной Кореи)
Объекты различной природы для ИД:
§ Предметная область знания профессиональной деятельности (философия, банковское дело)
|
|
§ Конкретные объекты науки, техники, бизнеса (диэлектрики, телевизоры)
§ Сырье и материалы (соединение фтора, бурый уголь, тосол)
§ Технологии (шлифовка оптических стекол, обжиг голубой глины, обработка соц. данных, технологии 25 кадра)
§ Природные явления, процессы (состояние озонового слоя, температурный режим в СПб)
§ Социальные процессы, ситуации (изменения в уголовном праве, ближневосточный кризис, конфликты в младших группах детского сада)
Пример: конфликт в детском саду.
Индикаторы:
- поводы
- состав участников + зачинщики
- последствия
- ликвидация
- интенсивность: в течение дня, недели, сезона.
Ссора à Слезы à Ссадины и синяки
Выводы:
- обязательна экономическая или научная значимость объекта для фирмы;
- должны быть найдены индикаторы для достижения цели.
Цели ИД:
Существуют типовые и специальные (конкретные) цели диагностики.
Типовая цель ИД – выявление тенденций развития объекта.
Конкретная цель – установление тенденций роста оптовых цен на молочные продукты.
Типовые цели ИД:
1. Ретроспективная оценка развития объекта предметной области.
Результаты:
· - точка рождения объекта или знания о нем;
Правило: информация собирают для ретродиагностики только в обратной хронологии,
· - выделение этапов развития объекта;
· - хронологическая граница современного этапа развития объекта;
· - тенденции развития объекта на современном этапе. Аналитик должен показать отличие современного этапа от предшествующего.
2. Определение тенденций развития объекта
3. Оценка уровня развития объекта – предполагает сравнительный анализ объектов-аналогов, тех, которые выполняют аналогичные функции, используются в той же сфере и имеют совпадающие потребительские свойства. Уровень развития оценивается по шкале: высокий, средний, низкий.
|
|
4. Выделение перспективных направлений развития объекта
5. Информационный прогноз развития объекта.
· сравнительный ресурсный подход – для ранее выявленных перспективных тенденций выделяются необходимые и достаточные условия их реализации и сравниваются
· «зависимый» прогноз – перспективные тенденции сравниваются относительно какого-либо важнейшего критерия для фирмы.
· вероятностный подход – перспективные тенденции оцениваются вероятностными методами по набору количественных критериев.
· сравнительный анализ экспертных прогнозов – анализируются обзорные статьи ведущих авторов по теме, выделяются перспективные тенденции в формулировке автора, сравниваются по набору критериев.
· прогноз принципиально новых изобретений и открытий.
Специальные цели ИД:
1. Бенчмаркетинг – термин предложен в 1974 году компанией Ксерокс. Бенчмаркетинговая сеть – это группа предприятий, объединившихся по подписанному договору с целью обмена наилучшими практиками.
3. Диагностика стратегий и рисков.
Риск – это отсутствие информации или неточная информация об объекте при принятии решения. Можно выделить около 300 разновидностей рисков.
Основоположники – Траут, Нортон, Каплан.
Собирается команда активных сотрудников, формируется перечень стратегических целей. Из них строится каскад целей, доходящих до каждого сотрудника фирмы. По Трауту: «Стратегия – это то, что отличает наше предприятие от других».
Развитие предприятия; персонал
4. Диагностика региона, фирмы, персоны.
+ еще 100, 200, 300 и т.д. спец.целей.