Информация как товар

Информация как любой товар характеризуется своим жизненным циклом, который представляет собой время существования товара на рынке. Фазами жизненного цикла являются внедрение (введение, появление), рост, зрелость, насыщение и спад.

Продолжительность жизненного цикла в целом и его отдельных фаз зависит как от самого товара, так и от конкретного рынка. По общему признаку сырьевые товары имеют более длительный жизненный цикл, готовые изделия имеют более короткий жизненный, а наиболее технически совершенные товары короткий (2-3 года).

Указанные особенности относятся и к информации как товару, жизненный цикл которой может колебаться в широких пределах. Особенно, когда это относится к коммерческой информации, представляющей интерес для конкурирующей организации.

Информационные объекты (информационные ресурсы) характеризуются следующими основными свойствами:

  • неисчерпаемостью – по мере развития общества и роста потребления “запасы информации” не убывают, а растут;
  • сохраняемостью – при использовании информационный объект не исчезает и даже может увеличиваться за счет трансформации полученных знаний;
  • несамостоятельностью – информационный ресурс проявляет свою активность (в т.ч. экономическую) только в соединении с другими ресурсами (труд, техника, сырье, энергия).

На сегодня рынок информации в России активно развивается. Используя самые современные технологии, он расширяется за счет формирования новых общественных и индивидуальных потребностей.

35. Информация как стратегический ресурс развития организации. Формирование информационного потока организации.

Информация - это сведения об окружающем мире. Понятие информации является очень емким, оно относится к группе общенаучных категорий и занимает важное место в различных науках. С точки зрения исследования участия информации в экономической деятельности и ее влияния на экономические процессы и явления, наиболее соответствующим представляется следующее определение информации: информация – это средство снижения неопределенности и риска, способствующая реализации определенных целей субъекта

Ресурсами называют элементы экономического потенциала, которыми располагает общество и которые, при необходимости, могут быть использованы для достижения конкретных целей.
Сегодня уже все понимают, что информация стала важнейшим фактором, влияющим на принятие обоснованных управленческих решений и эффективность деятельности. Но, осознавая значение информации, компании далеко не всегда знают, каким образом превратить ее в стратегический ресурс, обеспечивающий конкурентоспособность бизнеса.

реализация стратегии управления информацией как корпоративным ресурсом, трансформация накопленных данных в ключевой актив бизнеса, способный непосредственно влиять на его прибыльность и конкурентоспособность, имеют большое значение для организаций любого масштаба и любых отраслей. Аналитики считают, что для успешной реализации этой стратегии компании необходимо предпринять несколько принципиальных шагов, а именно:

сформировать общекорпоративное видение, концепцию того, как организация должна управлять информационными активами любых типов;

определить стратегию претворения этой концепции в жизнь, обосновать перед бизнесом необходимость инвестиций в EIM и сформировать конкретные планы ее реализации;

сформировать соответствующие команды специалистов, определить все необходимые роли, найти, при необходимости нанять квалифицированные кадры с нужными для корпоративного управления информацией знаниями и навыками, выявить существующие и недостающие технологические ресурсы для поддержки принципов EIM;

определить стандарты и политики для стратегического управления информационными активами всех типов и для руководства работой команд, которые занимаются созданием, управлением и потреблением информации; на постоянной основе контролировать соответствие установленным стандартам и политикам;

определить метрики и процессы для постоянного совершенствования управления информацией и выявления реальной значимости EIM-инициатив для бизнеса.

Под потоком информации понимается целенаправленное движение информации от источни­ков до потребителей.

Информационный поток характеризуется адресностью (наличи­ем источника и потребителя информации), режимом (регламентом) передачи от источника до потребителя и объемом передаваемой информации.

По режиму передачи информация может подразделяться на по­ступающую потребителю принудительно, в нерегламентируемые сроки и по запросу, а также ежедневную, декадную, месячную, квартальную, годовую.

Формирование структуры информационной системы современного промышленного предприятия необходимо начинать с качественного анализа информационного поля предприятия, которое можно подразделить на внутреннее и внешнее. Внутреннее информационное поле объединяет следующую информацию:

первичные документы;

данные внутреннего документооборота (бумажного и электронного),

включая приказы и распоряжения руководителя и менеджеров всех звеньев;

данные бухгалтерского учета и другой обязательной отчетности за текущий

и прошлые периоды;

результаты анализа финансово-хозяйственной деятельности;

другие данные.

Качество внутреннего информационного поля предприятия зависит от четкости

организационной структуры управления, рациональности распределения функциональных обязанностей, надежности учета, достаточной эффективности схемы документооборота.

Внутреннее информационное поле формируется за счет собственных источников информации, которые можно проверить на полноту и достоверность.

Количество разновидностей внешней информации и ее источников весьма значительно, основными являются следующие виды:

- нормативные акты федерального, регионального, местного уровня;

- отраслевые нормативно-справочные документы;

- данные о состоянии отрасли, основных рынков сбыта и сырья;

данные о состоянии мировой экономики;

- реклама и информация партнеров и конкурентов;

- информация от клиентов;

- выводы консультантов и экспертов, результаты аудиторских проверок.

Необходимо выделить следующие основные проблемы, возникающие при создании внешнего информационного поля.

1. Недостоверность информации. Часть информации (особенно в некоторых СМИ и в интернете) представляется сомнительной, а в ряде случаях и ложной.

2. Неполнота информации. Источник информации специально или ненамеренно

может предоставлять не всю информацию, а какую-то ее часть.

3. Противоречивость информации. Информация различных источников может быть противоречивой, при этом затруднительно выявить истинные данные.

4. Избыточность информации. Для выделения необходимой информации необходимо затрачивать значительные усилия.

5. Разнородность информации. Информация из разных источников поступает в различном формате. Для унификации информации в целях дальнейшего хранения и обработки по единой технологии ее необходимо конвертировать.

Формирование и поддержание в хорошем состоянии информационного поля предприятия весьма непростая задача, которая может быть решена только при условии нормального функционирования информационных потоков предприятия с использованием современных автоматизированных информационных систем управления.

Рационализация потоков информации имеет цель исключить дуб­лирование информации, минимизировать маршруты ее прохожде­ния и обеспечить рациональный обмен информацией между орга­нами управления.

Важнейшим этапом формирования информационного обеспече­ния является организация технологического процесса переработки информации с помощью новых информационных технологий (НИТ).

Новые информационные технологии включают /17/:

новые технологии коммуникаций на основе локальных и рас­пределительных сетей ЭВМ;

новые технологии обработки информации на основе персо­нальных компьютеров (ПЭВМ) и специализированных рабочих мест;

технологии, исключающие бумагу как основной носитель ин­формации;

новые технологии принятия решений на основе средств ис­кусственного интеллекта - баз знаний, экспертных систем, сис­тем моделирования с различными формами представления модели­руемых ситуаций и т.п.

Внедрение новых информационных технологий в управленчес­кую деятельность преследует не только автоматизацию рутинных методов обработки информации, но и организацию информацион­но-коммуникативного процесса на качественно новом уровне.

Билет 36 Информационный рынок

Рынок – это пространство, в котором происходит обмен между производителями товара – его продавцами и его потребителями – покупателями.

Основным товаром на информационном рынке, как нам известно, является информация в различных ее видах и состояниях – полуфабриката или законченного произведения. Продавец и покупатель на информационном рынке могут в любой момент поменяться ролями.

Информационный рынок возникает тогда, когда у людей рождаются информационные потребности и удовлетворяющая их информация становится ценным товаром. С развитием экономики в крупнейших странах Европы – Англии, Франции, Италии и Германии, с укреплением национальных и международных рынков – как торговых, финансовых, так и промышленных – формируется и информационный рынок. Он развивается и функционирует под воздействием нескольких факторов.

Это, прежде всего закон соответствия спроса и предложения. С усилением информационных потребностей определенных общественных групп возрастает и спрос на продукцию СМИ.

Столь же важную роль на информационном рынке играет и закон стоимости. Он во многом определяет финансовую политику редакций и компаний СМИ, регулирует цены на журналистскую информацию.

Развитие информационного рынка, отношения на нем между производителями товара и его потребителями регулируются и закономерностями так называемого воспроизводительного потребления. Потребление создает потребность в новом производстве, побуждает к его развитию. Без потребности в каком-либо продукте нет его производства. Но именно потребление продукта воспроизводит потребность в нем.

Структура рынка:

- по специфике различных СМИ: рынок периодической печати, радиорынок, телевизионный рынок, рынок информационных агентств, рынок электронной информации, кинорынок.

- по территориальному (региональному) принципу: местный рынок, региональный информационный рынок, общенациональный (федеральный) рынок, столичный рынок, мировой информационный рынок.

- по языковому принципу: национальные языки, общенациональные языки.

- сегментация (под сегментом понимается часть рынка, отличающаяся от других его частей общей для нее особенностью, признаком): издания для женщин, молодежи, пенсионеров, спортивная пресса, вечерние газеты и пр.

- Рынок распространителей – занимает положение между рынком продавцов и рынком покупателей. Играет важную роль в процессе обмена между производителями – продавцами журналистской информации и ее покупателями – потребителями. От распространителей во многом зависят результаты конкурентной борьбы между периодическими изданиями. Раньше был монопольным – Союзпечать Минсвязи СССР.

- Рынок покупателей – его составляют покупатели журналистской информации. Между продавцами журналистской информации именно на этом рынке идет самая острая конкурентная борьба. Под покупателями подразумевают аудиторию СМИ. У каждого СМИ – свой целевой рынок покупателей, поскольку в массе потенциальных потребителей информации е производитель и продавец ищут тех, потребности которых удовлетворяют.

Целевой рынок покупателей определяется особенностями СМИ и информации, которую оно производит. В свою очередь особенности этого рынка влияют на СМИ и специфику его продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: