Накопление новой информации и концептуализация знания

Характер новой информации, накапливаемой путем использова­ния выбранных методов, определяется, прежде всего, задачами исследо­вания. Например, при задаче найти причины периодических всплесков скрытой безработицы необходимо проследить структурную динамику экономической сферы, динамику официально зафиксированной за­нятости населения в различных формах и возможности трудоуст­ройства его различных групп, изменения в системе оплаты труда, основные тенденции изменений в региональной экономической конъ­юнктуре и др. Какая еще информация имеет отношение к делу, во многом определяется и личными качествами исследователя: его научной дальнозоркостью, уровнем специальной и методологичес­кой подготовленности, знанием реальной ситуации в обществе, лич­ным жизненным опытом.

Как правило, накапливается разнокачественная и достаточно про­тиворечивая информация, поэтому в первую очередь необходимо осу­ществить ее понятийную идентификацию, т.е. соотнести получен­ную в ходе экспериментов и наблюдений информацию с имеющимися научными понятиями, показав, что она имеет отношение к предмету исследования, его целям и задачам. Это одна их первых познава­тельных процедур, направленных на ее систематизацию. В ходе по­нятийной идентификации возможны два варианта: 1) накопленная в ходе наблюдений и экспериментов информация достаточно полно и непротиворечиво охватывается существующим набором понятий; 2) имеющийся набор научных понятий недостаточен, поэтому необ­ходимо введение новых понятий, способных ассимилировать эмпи­рическую информацию. Например, для систематизации информации о проявлениях и причинах понижения покупательной способности денежной единицы в свое время дополнительно к понятиям "инф­ляция", "девальвация", "деноминация" было введено понятие "скры­тая инфляция".В ходе дальнейшей работы накопленную информацию предстоит систематизировать в соответствии с характером решаемых в исследо­вании задач. Наиболее типичные задачи исследования связаны с выявлением факторов генезиса исследуемого объекта (процесса, явле­ния), его структуры, функций, движущих сил и тенденций развития, условий стабильного состояния. Поэтому накопленная информация систематизируется таким образом, чтобы устанавливаемые исследова­телем корреляции (связи) между ее элементами давали как можно более достоверные знания по интересующим исследователя аспек­там. Простейшие из них — эмпирические зависимости — выражают сопряженность (функциональную или причинную зависимость) на­блюдаемых явлений и процессов. Например, дефицит товаров при ажиотажном спросе, понижение политической активности населе­ния при стабилизации политического режима, бегство капитала из страны при усилении теневой экономики. Однако эмпирические за­висимости нередко противоречивы, а по логической природе не мо­гут гарантировать высокую достоверность знаний.

Более сложный вариант систематизации накопленной информа­ции, включая также и эмпирические зависимости — это концептуа­лизация знания, значительно экономящая усилия исследователя по получению новых знаний, причем более достоверных, чем эмпири­ческие обобщения.

Концептуализация — это совокупность познавательных действий исследователя, направленных на систематизацию знаний в соответ­ствии с основной точкой зрения на предмет. Классическим приме­ром концептуализации научного знания являются процессы пост­роения теоретических схем (идеальных моделей, абстрактных кон­структов) как главного элемента развитой теории, структурирующего ее содержание и репрезентирующего исследуемую реальность. Кон­цептуализацию можно выделить на эмпирическом, теоретическом и языковом уровнях, а по формам — понятийную и образную. Эле­ментами концептуальных схем могут быть понятия, составные части абстрактных конструктов различных уровней, а также наиболее об­щих схем освоения социокультурной информации, заложенной в текстах и искусственной предметной среде. Оригинальным спосо­бом (формой) концептуализации знания является метафорическое концептирование, основанное на взаимодополняемости образа и по­нятия. В частности, в естественнонаучном познании употребляется довольно широкая совокупность казалось бы обыденных терминов, обозначающих образ ("цвет", "аромат", "горловина", "бублик", "ручка", "седло", "гантель", "зазеркалье", "очарование", черная, белая, серая "дыра", "потенциальная яма" и др.), который интерпретирует формально-математическое содержание. Аналогично в экономических исследованиях: "звезды", "дойные коровы", "собаки" и т.д. как об­раз экономических субъектов.

Основной смысл и значение концептуализации состоит в том, что она дает возможность, во-первых, объединить в компактном целост­ном образе (схеме) большой объем знаний об исследуемом объекте; во-вторых дает возможность повысить достоверность знаний, выра­женных в форме законов. В концептуальной схеме закон выражает корреляции элементов данной схемы. Можно создать такую схему, где полная достоверность знаний о характере этих корреляций не будет вызывать сомнения, в то время как эмпирическая закономер­ность, выражающая видимые корреляции реальных явлений (про­цессов), не является надежно обоснованной. Одно из очередных на­блюдений может зафиксировать отклонение или противоречие. При этом однако следует помнить об условности, неполноте самой кон­цептуальной схемы по отношению к реальному объекту. А это зна­чит, что проблема достоверности знания, решенная в рамках создан­ной концептуальной схемы, остается в рамках отношения "концеп­туальная схема — исследуемая реальность". В этом варианте она решается путем построения все более полных, адекватных самой исследуемой реальности, концептуальных схем. Наиболее наглядно это иллюстрируется, в частности, эволюцией модели атома в физике (модель "пудинг с изюмом", планетарная модель, модификации пла­нетарной модели).

В процессах концептуализации знания наиболее наглядно прояв­ляется творческая сущность научного познания. Однако концептуа­лизация знания — не самоцель, а в конечном счете средство реше­ния поставленных в исследовании задач. Продуктивность процесса поиска их решений, включающего и концептуализацию знания, мо­жет быть повышена благодаря использованию достижений эврилогии, в рамках которой выработано значительное количество средств, стимулирующих творческий поиск, в том числе и совместный[46].

Так, в методике "мозговой штурм" А. Осборна и ее современных модификациях (в частности, методике "Дельфа") идет процесс дета­лизации предписаний по организации совместного обсуждения на­учных проблем. Более тонко регламентируется продолжительность сеанса совместного поиска, предлагаются дополнительные средства активизации интуиции (преимущественно за счет вовлечения в по­исковый процесс ресурсов сферы подсознательного), более четко размежевываются стадии творческого процесса. Особое внимание обращается на его критическую фазу, связанную с работой экспер­тов. В методике "Дельфа", например, во избежание избыточных кон­тактов между ними, влекущих за собой взаимное искажение профессиональных оценок, их работа организуется в письменной форме.

В "синектике" У. Дж.Дж. Гордона на первый план выдвинуты предписания по подбору состава творческой группы, оправданному ограничению количества обсуждаемых идей и рекомендации по разви­тию ассоциативного мышления. Предлагается включать в состав группы специалистов из различных (причем далеко не смежных) областей, предпочтительно обладающих несколькими специальнос­тями и менявших специальность в ходе трудовой деятельности. Непо­средственно в ходе творческого поиска рекомендуется использование четырех типов аналогий: 1) прямой поиск прообразов технических устройств в природе; 2) эмпатию — представление собственного тела в роли физического или технического объекта; 3) метафорических — перенос свойств одной группы предметов на другую; 4) фантасти­ческих — представления о несуществующем как реальность (напри­мер, дорога, возникающая лишь там, где ее касаются колеса автомоби­ля). Дальнейшие усовершенствования "синектики" У. Дж.Дж. Гор­дона (идея "комбинированного мозга", "творческая помощь" Р. Пиви) происходили не только за счет предписаний по стимулированию интуиции и деятельности сферы подсознательного, способного генери­ровать оригинальные аналоги и метафоры, но и на пути выработки рекомендаций, выполнение которых позволило бы обеспечить направ­ленное приобщение исследователя к широким пластам культуры с тем, чтобы их содержание, воздействуя на сферу подсознательного, стимулировало оригинальность творческого поиска и деблокирова­ло возможные ограничения, связанные с системой воспитания и про­фессиональной подготовки исследователей.

Рассмотренные варианты так называемых нежестких эвристик при всей их несомненной полезности и плодотворности страдают определенной абстрактностью и запрограммированной расточитель­ностью по отношению к интеллектуальным и особенно психичес­ким ресурсам субъекта творчества.

За счет каких источников может быть пополнен нормативный те­заурус эвристик, если очевидна невозможность или по меньшей мере нерациональность делать это на основании дополнительных исследований закономерностей сферы интуиции и подсознательного? Видимо, ориентируясь на эксплицитно представленные рациональные ре­сурсы субъекта творчества, отражающие его опыт ориентации в мире посредством механизмов культуры, мировоззренческих построений, слоя предпосылочных знаний и знаний, относящихся непосредственно к данной области научного поиска и исследуемому объекту. Именно в этом направлении и были сделаны последующие шаги, реализо­ванные, в частности, в "морфологических матрицах" Ф. Цвикки. Это методическая программа, определяющая все возможные элементы и параметры исследуемого объекта и способы их реализации. Они рас­пределяются по осям в специальной матрице, поэтому отпадает не­обходимость обозревать все возможные варианты по ходу решения. Фактически стоит лишь вопрос о выборе одного из нескольких воз­можных вариантов или какой-либо их группы из всей совокупно­сти. Процессуально творческий поиск посредством морфологичес­ких матриц предполагает пять этапов анализа:

1) выбор параметров объекта и способов их реализации;

2) определение критериев их срав­нения;

3) количественную формулировку критериев;

4) сужение об­ласти исследования путем анализа параметров и вариантов их реа­лизации и исключения менее подходящих вариантов;

5) выбор под­ходящего решения.

Обеспечивая системное и относительно полное представление па­раметров исследуемого объекта и способов их воплощения, морфоло­гические матрицы не дают их иерархической картины. Варианты реализации и сами параметры практически равноправны. Но в са­мом объекте все обстоит иначе. Поэтому для выбора оптимального варианта требуется знание всего массива относящейся к задаче ин­формации, что сама по себе данная методика не дает. Более того, она не дает и критериев относимости информации к данной задаче, за исключением сведений, составляющих профессиональный тезаурус специалиста. Возникает необходимость поиска дополнительных твор­ческих ориентиров.

Наиболее далеко идущим вариантом в этом плане является сце­нарный анализ, целью которого является установление четкой пос­ледовательности операций, осуществление которых наиболее рацио­нально при данных известных познающему субъекту условиях. По­добно тому, как морфологический анализ позволяет увидеть сразу весь спектр параметров и характеристик исследуемого объекта, сце­нарный анализ дает картину объекта во временных координатах, позволяет увидеть "точки ветвления" в дереве возможностей его движения и развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: