Основные критерии выделения уровней научного исследования

Принадлежность исследований к определенному (теоретическому или эмпирическому) уровню определяют по достаточно четко фик­сированному набору критериев: общей направленности познаватель­ных действий, характеру предмета исследования, типу используемых средств и методов, а также по формам фиксации полученного ре­зультата.

На эмпирическом уровне исследование ориентировано на позна­ние (описание) явлений (установление самого факта существования познаваемого объекта, его наблюдаемых свойств и связей с другими объектами, определение интенсивности выявленных свойств, их ви­димой динамики и т.д.). Соответственно предмет исследований на этом уровне составляют характеристики наблюдаемых явлений и их корреляции (соотношения, зависимости). На эмпирическом уровне используются средства реального наблюдения, измерения и экспери­ментирования (реактивы, пробные объекты, приборы наблюдения, экспериментальные установки и др.), которые должны обеспечивать материальное взаимодействие исследователя с познаваемыми при­родными или социальными объектами. Соответственно типу исполь­зуемых средств к методам эмпирического исследования относятся наблюдение, описание, измерение, эксперимент. Знание эмпиричес­кого уровня выражается в диаграммах, графических зависимостях, статистических описаниях, числовых таблицах и др. Главной фор­мой является научный (эмпирический) факт. Он должен быть адап­тирован как к специфике наблюдаемых объектов и явлений, так и к особенностям их теоретического объяснения.

На теоретическом уровне исследование направлено на выявле­ние сущности исследуемого объекта (явления, процесса) как сово­купности присущих ему законов, т.е. основная задача теоретического исследования — объяснение явлений. Предмет исследования в дан­ном случае представлен в виде системы моделей (абстрактных кон­структов), репрезентирующих, т.е. представляющих, замещающих реальные объекты, где интересующие исследователя процессы про­являются как бы в чистом виде. Таковы, например, планетарная мо­дель атома, структурные формулы в органической химии, модель гена, получившая название "двойная спираль", и др. Поэтому они же яв­ляются и основным средством теоретических исследований. Теоре­тическое исследование в значительной части своего содержания представляет собой манипулирование данными конструктами: на­деление их новыми свойствами с учетом изменившихся условий су­ществования исследуемого объекта. С этим видом творческой дея­тельности в русле исследований теоретического уровня в той или иной степени связаны методы теоретического исследования: мыс­ленный эксперимент, идеализация, гипотетико-дедуктивный метод, аксиоматизация, формализация и др. Результаты научных исследо­ваний на теоретическом уровне фиксируются в форме понятий, за­конов, принципов, категорий, а в идеале — в форме развитой теории.

Указывают также ряд других как более специфических, так и общих критериев. В числе последних — функциональный критерий, согласно которому эмпирическое исследование должно обеспечивать связь концептуально-понятийного аппарата науки с реальностью, данной в непосредственном наблюдении и эксперименте, а теорети­ческое исследование — создавать и совершенствовать концептуально-понятийный аппарат науки, способный без обращения к эмпирии ("на собственной основе") генерировать новое знание.

Достаточно специфическим критерием является способ проверки (установления достоверности) знания. На уровне эмпирического исследования — это преимущественно прямое сопоставление эмпири­ческих фактов, закономерностей, типологий с наблюдаемой реально­стью. На теоретическом уровне, во-первых, работают внеэмпиричес-кие критерии (принципы соответствия, простоты, непротиворечивости, полноты и др.); во-вторых, эмпирическая проверка теоретического знания осуществляется по иной схеме по сравнению с эмпирической проверкой эмпирического знания. Во втором случае достаточно прямого сопоставления его любого отдельно взятого элемента с дан­ными наблюдения и эксперимента. В первом случае осуществление такой процедуры ничего не решает — достоверность отдельно взятых теоретических законов и тем более целостных систем теоретичес­кого знания не опровергается отдельно взятыми опытными данными.

Указывают также на различие в типах онтологии, лежащей в основе эмпирического и теоретического знания. Онтология эмпири­ческого знания — это сама исследуемая реальность как определен­ная совокупность объектов, процессов, явлений. Онтология теорети­ческого знания — это содержание идеальных моделей (абстрактных конструктов), репрезентирующих реальные объекты, процессы, явле­ния. Это явно специфический признак, коррелирующий с пониманием самой природы теоретического познания.

Специфическим в этом же смысле является основной методоло­гический критерий, согласно которому главным признаком теоре­тического исследования является деятельность субъекта по созда­нию и совершенствованию концептуальных форм (прежде всего, системы идеальных моделей, репрезентирующих исследуемую реаль­ность), а главным признаком эмпирического исследования — дея­тельность по их применению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: