Это стиль, направленный на использование оружия в бою. Такое "странное" для моих современников название пошло от подсайдашного ножа, бывшего когда-то непременным атрибутом не только дружинников-профессионалов, но и любого ратника-ополченца.
Наработки этого стиля позволяют эффективно противостоять противнику, вооруженному, практически, любым типом холодного оружия. Разумеется, это не значит, что вы будете гарантированы от поражения в любой ситуации и с любым противником.
Такие дешевые заверения себе могут позволить только "восточники" и "новые русские стили", наивно полагающие, что, поставив пару блоков или "обкатав вооруженную конечность", можно избежать осложнений с противником.
Рис. 48-49
Лично мой боевой и тренировочный опыт говорит за то, что единственная возможность избежать ножевого ранения заключается в том, чтобы вообще не дать противнику воспользоваться холодным оружием. Как это сделать?
В общем, это вполне возможно. Помню, еще в начале девяностых годов со мной была группа единомышленников, по сегодняшним меркам мы проводили тренировки по чрезмерно жесткой методе. Суть наших занятий состояла в создании ситуаций, максимально приближенных к боевым. Занятия проходили всегда на улице, на одной из окраин Саратова. Работа с вооруженным противником давалась мне лучше, чем моим соратникам. Однажды в процессе тренировки я отвлекся на мгновение... и сподручник моментально пропорол мне ножом руку. Оружие было настоящим и дрались мы, что называется, "в полный контакт". Ошибаться было нельзя. Уже тогда я понял, что любая незначительная оплошность может стать последней. И еще один вывод, который наверняка не понравится теоретикам от боевых искусств. Если вы не сумели упредить удар противника и включились в фехтование, то в случае с опытным противником неизбежны обоюдные поражения (См. рис. 49-51).
Правда, последствия будут разными, например, обмен ударами вооруженного с безоружным будут явно не в пользу последнего. С этой точки зрения фехтование не только не имеет смысла, но и чрезвычайно опасно. Поэтому в славяно-горицкой борьбе предпочитают стихийной обороне четко спланированную атаку. В "подсайдашном" стиле, кроме работы с одним и двумя ножами (с моей точки зрения, наш способ является самым проработанным и мощным в России), существуют и работа с "дрекольем", и с другими видами холодного оружия. О палочном бое и работе с кистенем писалось ранее. Надо сказать, что мы не замыкаемся только на "сермяжном умении". Клубы славяно-горицкой борьбы культивируют самые разнообразные виды исторического и прикладного фехтования. Например, сильнейшим в этом разделе считается ульяновский клуб "Рысь", руководит которым Руслан Слепов (Рос).
Рис. 50 Рис. 51
Перед вами стандартная атака противника, вооруженного холодным оружием, на основе техники охотницкого боя — рис. 49-51. (Время проведения атаки — 1 секунда.)
К правдивости и реалистичности установок подсойдашного стиля в нашем клубе2, например, прибавляется детально проработанная методика преподавания простых и четких тактико-технических принципов, на которых за относительно короткое время (2-3 месяца) можно выйти на вполне профессиональное владение оружием. Чтобы работать против вооруженного противника, необходимо самому научиться владеть оружием и знать особенности каждого типа вооружения. Безусловно, одним из интереснейших разделов подсойдашного стиля является раздел работы безоружного против вооруженного, объем технических и тактических построений которого заслуживает отдельного издания.
Хочу предупредить желание читателя выбрать себе к освоению какой-нибудь отдельный стиль. Этого делать нельзя, потому что, познав только одну грань явления, невозможно создать общее впечатление, для этого нужно знать и опробовать все ключевые этапы. Только в этом случае можно гарантировать вашу безопасность. В целом, задачей стиля является выработка такого навыка и психического настроя, при которых оружие, а вер нее, бой с применением оружия становятся для бойца штатной ситуацией. Для этого разработан ряд психотехник, оказывающих мобилизующее действие.
Рис. 52 Выведение классического брыка Рис. 53 Стабилизация после удара
СТИЛЬ"ПОДОЛ"
Это не совсем традиционно для России, но стиль "подол" — это стиль, в котором дерутся только ногами. Мною ранее приводились доказательства в пользу возможности и способности русских вести активные атаки ногами. Причем, в полном боевом объеме. Исторически подтверждено существование многих региональных традиций боя ногами. Из них вошли в славяно-горицкую борьбу: московская традиция (подсеки); новгородская традиция (оплеты); ростовская традиция (брыки); томская традиция (подсады); общерусская традиция (шагающие удары).
Если к этому прибавить борцовский арсенал из подножек, зацепов, обвивов и т.п., то получится система, которая по богатству и разнообразию технического и тактического арсенала сравнима с французским сават и корейским тхеквондо, а во многом и превосходит эти системы. "Подол" отражает русскую национальную специфику нанесения удара ногой, причем, без "шпагатов" и малоприменимых в реальном бою низких фиксированных стоек. Несмотря на это, стиль "подол" является одним из самых трудоемких и кропотливых. Вероятно поэтому на Руси это направление боевой культуры так и не выделилось в самостоятельную нишу, оставаясь вспомогательной техникой. Прикладное значение этого стиля велико. Его используют в палочном бою очень активно, при травмах рук, не позволяющих атаковать с верхнего яруса. Ногами великолепно дрались казаки, причем выводя удар с седла. Так что любители подраться ногами вполне могут себя проявить в славяно-горицкой борьбе.
Рис. 54, 55
Подсека, выводимая снаружи внутрь, с успехом может применяться как при атаке нижнего яруса (рис. 54), так и при атаке головы (рис. 55).
Рис. 56 – 58 Классический оплет (Покадровая развертка. Время удара — 0,6 сек.)
Рис. 59 Уговица — удар из группы шагающих. Выводит бойца спиной к противнику с одновременным затаптыванием последнего
Рис. 60
"Подкрут с подола" или "свиной подкрут". Удар требует особой подвижности коленного сустава. Бьющая часть — кромка сапога
"КОРОМЫСЛО"
Нет, в этом стиле не дерутся коромыслами, как в театрализованных выступлениях фольклорных коллективов. "Коромысло" — это принцип уравновешенности двух полюсов, предусматривающий обоюдную загруженность руки и ноги, их взаимодействие в бою. Без сомнения, этот стиль — один из богатейших технически и тактически. Полнейший баланс во взаимодействии руки и ноги предусматривает и возможность перетекания удара в захват, заканчивающийся броском. Таким образом, в стиле коромысло органично взаимодействуют все звенья двигательной цепи. Этот стиль принадлежит к разряду наиболее высококоординационных. Он требует от бойца комплексной подготовки. В навыке бойца должны гармонично сочетаться умение перемещаться вместе с ударом, способность проводить атаки на разных уровнях, позволяющих выполнять самые разнообразные броски и динамические сбивания противника.
Рис. 61 Один из вариантов удара ногой, выполняемый в плясовой манере. В данном случае перед вами вариант подсада из нижнего яруса.
Для наглядности представьте себе бойца, одинаково хорошо владеющего силовой и динамической разновидностями борьбы, способного комплексно использовать свои двигательные возможности в сочетании с одинаковым уровнем владения кулачным боем и техникой ударов ногами.
Основой для такого комплексного умения является принцип инерционного выхода из любого положения. После относительно недолгого штудирования базовых связок и выполнения большого количества специальных и игровых заданий у бойца наступает фаза импровизационной способности. В этой фазе боец уже способен включать последовательную цепь "коромысел" или "карусель".
Однако наслаждение движением и развитие собственно импровизационных навыков — это не конечная цель. Самое сложное — научиться достигать в своих действиях соответствия с боевой ситуацией, при этом четко реагируя на поведение противников. Этот стиль можно применять в бою со многими противниками. При условии хорошего освоения вы за короткое время одержите эффективные победы, даже над противниками, вооруженными холодным оружием. "Коромысло" можно квалифицировать как пик боеспособности и овладения техникой славяно-горицкой борьбы практически всех основных направлений. Если такие стили, как "пята", "подол" или свиля выглядят в реальной боевой ситуации как вынужденно необходимые, применяемые бойцами, понесшими потери, то "коромысло" заставляет нести потери ваших противников.
По зрелищности этот стиль абсолютно не уступает разрекламированным современным системам боя. Неся на себе всю полноту и боевые характеристики национальной техники, "коромысло", как ни один другой стиль дает почувствовать и понять взаимосвязь всех основных направлений русской боевой культуры. Его уникальность состоит еще в том, что в него никогда не впишется чужеродный элемент из других видов единоборств. Впрочем, то же самое можно сказать о всей славяно-горицкой борьбе.
Рис. 62 Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"
"НАСКОК"
Уже из самого названия видно, что противника в этом стиле атакуют "с наскока". "С наскока" —значит быстро и неожиданно. Этот стиль отличается ярко выраженной агрессивностью по отношению к действиям противника. Задача стиля не просто сломить сопротивление врага, а "задавить" даже саму потенциальную возможность развития против вас каких бы то ни было слаженных действий. Тело противника постоянно вытесняется с линий атаки мощными взрывными усилиями.
Рис. 63 Стандартное взаимодействие турги и буздыгана в стиле "коромысло"
Уникальность данного стиля состоит в том, что бой в этой манере ведется на линейной дистанции, то есть вы не уходите с линии атаки. Тем не менее удары противника задавливаются, даже не успев сформироваться, не говоря уже о захватах и бросках. Этого эффекта позволяет достигать именно налетная техника. На бумаге эту технику описать довольно сложно. Но если вы постараетесь представить себе трехсекундную атаку, в ходе которой было нанесено не менее 10-12 ударов ногами и руками и результатом чего стало смещение противника с его начальной позиции на 5-7 метров и заканчивающееся мощнейшим динамическим сбиванием на землю, то вы вполне можете составить себе впечатление об этом стиле. Очень важным обстоятельством, необходимым для достижения хорошей результативности в этом стиле, является умение наносить 3-4 удара в секунду с одновременным резким прорывом вперед. Разумеется, осваивать стиль "скок" могут только люди с ярко выраженными бойцовскими качествами, с хорошими физическими и техническими показателями. Для этого стиля разработана и своя техническая база, вернее, она учитывает все особенности ведения боя в этой манере. Посудите сами, ведь для того, чтобы грамотно атаковать, нужно обладать не только мужеством и бесстрашием, здесь не менее важен технический арсенал, в котором все должно быть учтено до мелочей. Учтите, что ваша ошибка может дорого вам обойтись, ведь обороняющийся может ее использовать. Вам уже захотелось на место обороняющегося? Тогда, предположим, что атакующий не допустил ошибки. В результате у обороняющегося не осталось ни единого реального шанса. Предвижу сомнения читателя по поводу правдивости вышеизложенных описаний. Воспитанным на конъюнктурных боевиках с "героями", похожими друг на друга как братья, и со стандартным, измусоленным набором приемов восточного происхождения — действительно не лезет в голову, что драться можно, например, с наскока, сиречь, в совершенно русской манере. Да к тому же с таким потрясающим воображение эффектом. И тем не менее это не сказка. Любой из вас может на собственной шкуре испытать все прелести нашего умения. Не берусь отвечать за других, но лично у меня достаточно богатый боевой опыт с применением этого стиля. Прикладное значение "наскока" можно реализовать как в бою один на один, так и в бою один со многими, например, для прорыва кольца противников. Не стоит забывать и о психологическом воздействии, производимом на противников вашей атакой с наскока и видом поверженного вами неприятеля.
"ВОЛЧИЙ БОЙ"
Возник этот стиль ведения боя в уголовной среде. Точнее, среди заключенных. Родословная "волчьего боя" отводила ему весьма скромное место в том явлении, которое мы с вами договорились обозначать как "состязательная культура". Да и не только родословная помешала этому стилю занять место среди боевых искусств. Связано это с тем, что "волчий стиль" — это доведенная до виртуозности хулиганская манера боя. Внимательный читатель сразу вспомнит, что хулиганская манера (то бишь уличная драка) абсолютно лишена каких бы то ни было правил и ограничений. Именно этот подход долгое время делал бывших зеков чемпионами в уличных столкновениях. "Волчий бой" никогда не претендовал на высокое звание боевого искусства, тем не менее мы обязаны воздать ему должное, потому что это безусловный конкурент боя по правилам.
Задачей этого стиля является достижение максимально быстрой победы над противником любыми доступными средствами. Спектр технических действий чрезвычайно широк, но в целом подчинен идее мгновенной атаки. Атака проводится из совершенно неожиданных для противника положений, причем удары наносятся только по жизненно важным областям тела. Очень специфической для этого стиля можно считать манеру отводить взгляд с направления удара, что заставляет противника находиться в состоянии неуверенности. К этому добавляется способность перемещаться "елочкой" к противнику (то есть по ломаной линии). Это "раздергивает" внимание противника, не давая ему возможности сколько-нибудь эффективно сопротивляться. Сама схватка занимает очень короткое время. Как правило, это одна-две четко спланированные атаки. В этом стиле очень важна и идейная установка, говорящая нам о том, что волк никогда не бывает жертвой, другими словами, волк всегда охотник, он не бывает обороняющейся стороной. За мастерами этого вида боя замечена еще одна специфическая особенность —очень сильные руки. Тактические построения "волчьего стиля" четко вплетаются в технический навык (так же, как и во всех стилях славяно-горицкой борьбы). Стратегическую тактико-техническую установку для этого стиля можно было бы обозначить одной фразой: "бей первым и притом неожиданно". Но кроме этого, существует и еще одно особое умение бойцов "волчьего стиля" — это всеподавляющее, почти гипнотическое влияние на волю атакуемого. Для достижения такого эффекта могут применяться сбивающие с толку высказывания, специальные приемы, позволяющие мгновенно ввести жертву в поверхностные трансовые состояния, а также приемы актерской игры. Грубо говоря, атакуются физический и психический план жертвы одновременно (мышление жертвы не может включиться из-за крайне парадоксального поведения агрессора). Эта особенность позволяет отнести "волчий" бой к тактико-психологическим стилям, в отличие от тактико-технических направлений, более привычных читателю. Один из знатоков этой манеры боя — Сергей Иванович Стеценко — считает, что "волк" не дерется в привычном для профессионального спорта понимании слова "драка". "Волк" только атакует, но атаки его, в подавляющем большинстве случаев, завершаются поражением противника. К слову сказать, здесь я только наметил очертания этого стиля. Подробную информацию по этому вопросу можно получить только в клубах славяно-горицкой борьбы. Самостоятельное изучение этого стиля невозможно не только в силу дефицита легализованной информации, но и по причине некоторых весьма специфических особенностей, о которых нет резона говорить в широком вещании. Могу только добавить, что значение этого вида боя и его популярность в рядах поклонников славяно-горицкой борьбы трудно переоценить.
К примеру, тотем волка, бывший когда-то символом охотничьих кланов, стал неотъемлемым атрибутом дружинных культов. Или вот: животное воплощение Бога-Громовника — серый волк — такой же частый персонаж русских сказок, как и находящиеся под прямым покровительством Перуна русские чудо-богатыри. Кроме всего прочего, волк-оборотень имеет самое непосредственное касательство к архаичной воинской магии, к образу берсерка, предпочитавшего ходить на врага в волчьей шкуре и могущего волчьим рыком и воем разгонять конное войско противника, уподобляясь в своем мужестве и бесстрашии священному животному Громовержца.
Затронув тему воина одиночки — берсерка, мы переходим к рассмотрению последнего из двенадцати стилей славяно-горицкой борьбы классического раздела.