1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, существенных взаимосвязях элементов меняющейся окружающей среды; б) в процессах планирования и исполнения действий.
• Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.
• Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориентировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных действий.
2. Предмет изучения психологии — ориентировочная основа намечаемого и выполняемого поведения, ориентировочные компоненты деятельности, которые и составляют психический образ.
• Психический образ обеспечивает ориентировку в неповторяющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, открывает субъекту поле возможных действий и служит условием выбора эффективного поведения.
• Задача психологии -изучать строение, законы, особенности формирования и развития ориентировочных операций, действий на разных этапах онтогенеза.
3. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают:
• построение образа, который включает:
- ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях: а) актуальных потребностей в форме органических состояний; б) побуждений к действиям;
- ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у человека);
• уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потребности субъекта;
• построение плана решения стоящей проблемы;
• контроль над реализацией принятого решения и коррекция хода и плана решения;
• оценка результатов.
4. Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых разнообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведения, но не дают их готовых форм. Конкретные формы психики субъекта исходно задаются совместной с другими людьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире.
• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детерминирует формирование новой функциональной системы нейрофизиологических процессов, которые обеспечивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия.
5. Коренное отличие психики животных и психики человека:
• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удовлетворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими механизмами и условиями обитания;
• в процессе онтогенетического развития человек должен:
а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу предметов и средств такого удовлетворения; в) осознать необходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения;
• ориентировочные и исполнительные составляющие человеческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован общественный опыт, обеспечивающий решение различных задач.
6. Побуждения, переживания, образы и действия в плане представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, которая включает:
• интеллектуальные функции - от восприятия до мышления - служат ориентировке во внешнем поле жизнедеятельности;
• потребности -побуждают к выделению в ситуации объектов и условий (мотивы), которые необходимы для поддержания жизнедеятельности (удовлетворения потребностей);
• чувства, эмоции - возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации;
• воля - представляет особую форму ориентировки субъектав таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-
тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях - в ситуациях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).
7. Психические феномены, «идеальные» явления и процессы есть совокупность умственных действий и образов, которые являются результатом многоплановых функционально-генетических изменений ориентировочных компонентов внешних предметных действий.