Объяснительные принципы. 1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых

1. Переход живых организмов к жизни в условиях быстро меняющейся окружающей среды не может осуществляться посредством стереотипных наследственно передаваемых форм поведения. Поэтому необходимой жизненной задачей становится адекватная ориентировка: а) в значимых, суще­ственных взаимосвязях элементов меняющейся окружаю­щей среды; б) в процессах планирования и исполнения дей­ствий.

• Поведение в сложной меняющейся среде характеризуется тем, что раздражители, вызывающие действия, должны быть обобщенными, а организация и исполнение действия требуют конкретности и точности.

• Точность действий может быть обеспечена только путем их предварительного пробного выполнения, но не в реальных условиях, где нельзя допускать ошибку, а на основе ориен­тировки в плане образа — в «идеальном» поле возможных действий.

2. Предмет изучения психологии ориентировочная осно­ва намечаемого и выполняемого поведения, ориентировоч­ные компоненты деятельности, которые и составляют пси­хический образ.

Психический образ обеспечивает ориентировку в неповто­ряющихся, изменяющихся, нестандартных ситуациях, от­крывает субъекту поле возможных действий и служит усло­вием выбора эффективного поведения.

Задача психологии -изучать строение, законы, особенно­сти формирования и развития ориентировочных опера­ций, действий на разных этапах онтогенеза.

3. Генеральными функциями ориентировочных операций и действий выступают:

построение образа, который включает:

- ориентировку во внутренней среде организма, которая отражается в интерорецепторных и эмоциональных переживаниях: а) актуальных потребностей в форме органических состояний; б) побуждений к действиям;

- ориентировку во внешней среде жизнедеятельности на основе чувственных образов, а также понятий (у че­ловека);

• уточнение значения взаимосвязанных элементов такого образа с точки зрения актуально доминирующей потреб­ности субъекта;

• построение плана решения стоящей проблемы;

• контроль над реализацией принятого решения и коррек­ция хода и плана решения;

• оценка результатов.

4. Физиологические процессы в человеческом мозге потенциально могут обеспечивать осуществление самых раз­нообразных ориентировочных и исполнительных операций и действий в составе различных видов деятельности, поведе­ния, но не дают их готовых форм. Конкретные формы пси­хики субъекта исходно задаются совместной с другими лю­дьми ориентировочной активностью и деятельностью во внешнем мире.

• Каждое новое действие субъекта во внешнем мире детер­минирует формирование новой функциональной систе­мы нейрофизиологических процессов, которые обеспе­чивают эффективное выполнение ориентировочных и исполнительных составляющих действия.

5. Коренное отличие психики животных и психики чело­века:

• животное свободно лишь в выборе конкретного пути удов­летворения потребности в конкретной ситуации, способ удовлетворения задан животному биологическими меха­низмами и условиями обитания;

• в процессе онтогенетического развития человек должен:

а) освоить человеческие способы удовлетворения своих потребностей; б) овладеть человеческими критериями оценки и определиться в своих отношениях к кругу пред­метов и средств такого удовлетворения; в) осознать необ­ходимость своей принадлежности к обществу, которая порождает нелинейное отношение не только к предметам потребностей, но и к самим потребностям, условиям их возникновения и удовлетворения;

• ориентировочные и исполнительные составляющие чело­веческих действий опосредствованы орудиями, языком, символами, знаками, в которых сконцентрирован обще­ственный опыт, обеспечивающий решение различных за­дач.

6. Побуждения, переживания, образы и действия в пла­не представлений составляют психическую деятельность субъекта. Все формы психики человека (душевной жизни) представляют собой ориентировочную деятельность, ко­торая включает:

интеллектуальные функции - от восприятия до мышле­ния - служат ориентировке во внешнем поле жизнедея­тельности;

потребности -побуждают к выделению в ситуации объек­тов и условий (мотивы), которые необходимы для поддер­жания жизнедеятельности (удовлетворения потребно­стей);

чувства, эмоции - возникают при решении задач с такими условиями, в состав которых входит сам субъект, а также которые предполагают изменение оценки предмета или ситуации;

воля - представляет особую форму ориентировки субъектав таких положениях, где ни интеллектуальной, ни аффек-

тивной оценки недостаточно; это особый способ решения задач в специфически человеческих ситуациях - в ситуа­циях моральной ответственности, требующих принятия социально значимых решений (см. ниже).

7. Психические феномены, «идеальные» явления и процес­сы есть совокупность умственных действий и образов, кото­рые являются результатом многоплановых функциональ­но-генетических изменений ориентировочных компонен­тов внешних предметных действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: