• Биологическое и (или) социальное: в какой степени на развитие личности оказывают влияние биологические и социальные факторы.
• Наследственное и (или) приобретенное; приобретенное до рождения, пренатально, и после рождения, постнатально: в какой степени на развитие личности оказывают влияние факторы наследования генов от родителей; факторы, оказывающие влияние на эмбриональное развитие оплодотворенной половой клетки и внутриутробное развитие плода; факторы воздействия внешней среды на организм после рождения.
• Свобода и (или) детерминизм, активность и (или) реактивность: насколько особенности личности зависят от внутренней, присущей человеку активности и насколько - от внешних причин и воздействий.
• Рациональность и (или) иррациональность: в какой степени разум оказывает влияние на поведение и личностные качества человека.
• Стремление к адаптации и поддержанию равновесия между внутренней средой организма и внешней средой (гомеостаз) или к надситуативной активности.
• Познаваемость и (или) непознаваемость; понимание и (или) объяснение: существуют возможности для познания и объяснения закономерностей, детерминант личностного развития или следует считать, что личность непознаваема и возможно лишь только понимание ее особенностей путем эмпатии, идентификации.
Этот список, безусловно, может быть продолжен.
Существует также разнообразие оснований и способов построения теорий личности. По способу объяснения происхождения личностных качеств и особенностей разные авторы выделяют множество подходов:
• психодинамические теории: личность и поведение человека объясняются как следствие внутренних инстинктивных, психофизиологических, психологических, потребностно-мотивационных факторов;
• теории научения: личность и поведение человека объясняются как результат процессов научения в ответ на различные влияния внешней среды;
• интеракционистские теории: личность и поведение человека объясняются как овладение субъектом способами взаимодействия с другими людьми;
• социодинамические теории: личность и поведение человека объясняются как следствия воздействий на человека со стороны других людей и включения в социальные отношения;
12. Заказ №4624.
• социокультурные теории: личность и поведение человека объясняются как результат овладения индивидом социокультурным опытом, человеческими видами деятельностей и включения в реализацию социальных отношений.
По способу построения теории личности могут иметь структурный, функциональный или генетический характер (см. выше).
Интересно отметить, что в существующих теориях в качестве структурной основы, «организующей целостность личности», могут выступать самосознание («Я-концепция»), темперамент, характер, способности, потребностно-мотивационная сфера и даже интеллект.