Теории (модели) объединения семантических признаков в концепты, схемы, пропозициональные и семантические сети

Понятия организованы в группы, которые различаются: а) по категориальным и атрибутивным признакам и основа­ниям; б) по определяющим (существенным для отнесения слова к определенной категории) и характерным (несущест­венным) признакам.

Концепт - базовая когнитивная структура, позволяющая связывать значения и смысл со словом (знаком).

• Концепт выполняет функцию категоризации и позволяет говорить об одном и том же на разных уровнях общности.

• Категоризация совершается двумя группами операций:

а) разграничение классов; б) определение связи между данным классом и другими классами.

А. Коллинз, М. Квиллиан

Теория (модель) определения концептов через совокупность свойств в организации семантических связей

1. Концепт фиксирует совокупность свойств, характери­зующих определенное множество предметов, и задается де­финицией (определением).

19*

2. Между концептами устанавливаются отношения. Одни концепты характеризуются по отношению к другим через иерархические связи вхождения классов друг в друга.

• Концепты, находящиеся на вершине иерархии (родовые концепты), обладают небольшим числом свойств, но большой протяженностью.

• Концепты, находящиеся в основании иерархии (видовые концепты), имеют самое большое число свойств, но имеют наименьшую протяженность.

• Организация знаний может быть выражена семантической сетью, в узлах которой располагаются концепты, а дуги об­разуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи между концептами.

• В каждом узле хранятся специфические свойства концепта в форме набора признаков.

• Свойства и признаки, которыми обладает данный концепт вместе с другими концептами, хранятся в верхнем узле сети.

• Чтобы иметь полный перечень свойств, достаточно под­няться вверх по концептуальному дереву (что существен­но разгружает память).

Элеонора Рош


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: