Понятия организованы в группы, которые различаются: а) по категориальным и атрибутивным признакам и основаниям; б) по определяющим (существенным для отнесения слова к определенной категории) и характерным (несущественным) признакам.
Концепт - базовая когнитивная структура, позволяющая связывать значения и смысл со словом (знаком).
• Концепт выполняет функцию категоризации и позволяет говорить об одном и том же на разных уровнях общности.
• Категоризация совершается двумя группами операций:
а) разграничение классов; б) определение связи между данным классом и другими классами.
А. Коллинз, М. Квиллиан
Теория (модель) определения концептов через совокупность свойств в организации семантических связей
1. Концепт фиксирует совокупность свойств, характеризующих определенное множество предметов, и задается дефиницией (определением).
19*
2. Между концептами устанавливаются отношения. Одни концепты характеризуются по отношению к другим через иерархические связи вхождения классов друг в друга.
• Концепты, находящиеся на вершине иерархии (родовые концепты), обладают небольшим числом свойств, но большой протяженностью.
• Концепты, находящиеся в основании иерархии (видовые концепты), имеют самое большое число свойств, но имеют наименьшую протяженность.
• Организация знаний может быть выражена семантической сетью, в узлах которой располагаются концепты, а дуги образуют «горизонтальные» и «вертикальные» связи между концептами.
• В каждом узле хранятся специфические свойства концепта в форме набора признаков.
• Свойства и признаки, которыми обладает данный концепт вместе с другими концептами, хранятся в верхнем узле сети.
• Чтобы иметь полный перечень свойств, достаточно подняться вверх по концептуальному дереву (что существенно разгружает память).
Элеонора Рош