Это требование возникло в период создания научной психологии в контексте

преодоления ориентации на основной в тот период, крайне субъективный метод интроспекции. Новые методы были призваны реализовать идеалы естественнонаучного познания и зарождающейся естественнонаучной психологии, поэтому основные отсюда требования к ним:

Основное требование - объективность, т.е. получение достоверных, надежных, не зависящих от исследователя (субъекта) данных. Другое требование - воспроизводимость. Это требование содержит в себе возможность проверки результата исследования другим исследователем, то-есть интерсубъективность, на основе сравнения полученных результатов, что, в свою очередь, может быть обеспечено путем применения методов, использующих операцию измерения, приводящую к количественным данным. Таким образом обеспечивается идея математизация, и затем алгоритмизации психологического знания, содержащуюся в КИН.

Первоначально в нарождающейся научной психологии методов было немного:

наблюдение и заимствованный из точных наук экспериментальный метод. Постепенно

психология разрабатывала свои методы, которые сами являются прямыми или

побочными продуктами исследований тех или иных предметов психологии. В различных

направлениях и областях психологии возникает ориентация на собственные группы

методов.

История психологии – это и история накопления методического инструментария. По мере этого накопления возникает необходимость анализа структуры созданных методов. как пишет Б.Г.Ананьев, «Координация и субординация методов в общей методологической структуре современной психологии, порядок их взаимодействия, сравнительная эффективность отдельных методов или их комплексов – все это важные вопросы теории психологического познания на современном, достаточно высоком уровне ее развития» [ с. 281]. При анализе методов различают общие принципы научного изучения психических явлений и конкретные методы психологических исследований, использующих эти принципы. В качестве общих принципов называется принцип истинности, принципы единства теории и практики, а также проверки изучаемых явлений на практике, принцип изучения всех явлений в развитии, филогенетическом, онтогенетическом, историческом. С.Л.Рубинштейн также формулирует принцип активного формирующего воздействия метода в психологическом исследовании, особенно в психолого-педагогическом исследовании. Особую роль, добавим, играют методы изучения ценностно-смысловых и духовно-нравственных сфер личности [ ]. Выделяют также принцип детерминизма, обогащенный идеей вероятностного подхода, а также принцип изучения психических процессов в личностном плане (личностный подход), антропологический принцип, требующий сочетания междисциплинарного, целостного, комплексного подхода в психологическом исследовании, предусматривающий изучения человека как личности и как субъекта деятельности, принцип диагностической ориентации в исследовании, принцип связи сознания, деятельности и общения [ Руб, Анан, Петровск ].

Вспомним теперь определение «конкретного» психологического метода, которое Б.Г.Ананьев приводит в разных своих работах с некоторыми вариациями: «метод психологического исследования – это система операций с психологическими объектами и вместе с тем объект познания психологической науки» [ ].

Постепенно с накоплением методов и превращением их в систему появилась необходимость в создании классификации. Первоначально эти классификации были весьма упрощенными. В классических «Основах общей психологии» С.Л.Рубинштейна методы еще не классифицируются, но перечисляются – это, в различных вариантах, наблюдение, словесный отчет, эксперимент, физиологические методы (рефлексологический метод), называются также сравнительный и генетический методы.

методы. Одна из первых в отечественной психологии классификация методов была разработана Б.Г.Ананьевым, который использовал в своей разработке некоторые идеи болгарского психолога Генчо Д. Пирьова [ ].

В основу своей классификации Б.Г.Ананьев положил операционально-процессуальный принцип или, иначе, следование последовательности методов в классификационной схеме последовательности укрупненных этапов исследования. Но первые этапы – выбор темы, формулирование проблемы, гипотезы представляют собой неформализуемые процедуры и находятся за пределами классификации, которая начинается с 3-го этапа - планирования исследования.

На этапе планирования важно выбрать принцип, общую схему его проведения –организационный метод. После этого, на 4-м этапе, выбираются эмпирические методы, с помощью которых проводится сбор данных, которые анализируются с помощью

специальных методов обработки данных и, далее, интерпретируются.

Табл.

Классификация методов психологии по Б.Г. Ананьеву:

Группа методов Этапы исследования
1.Организационные методы. Этап планирования (3-й)
2.Эмпирические методы. Этап подбора эмпирических методов (4-й) и далее.
3.Способы обработки данных. Этап обработки, анализа данных (6-й).
4.Интерпрет ционные методы. Этап интерпретации (7-й).

I.Организационные методы.

Это методы организации исследования, направляющие его ход и организующий взаимодействие конкретных эмпирических методик. В других традициях вместо термина организационный метод используют термин методический подход (см. Генчо Пирьов

[ по Б.Г.А. С.293], В.И.Слободчиков [ ]), Выбор организационных определяет весь ход исследования. Б.Г.Ананьев называет в числе организационных методов сравнительный, лонгитюдный, комплексный методы, а также метод поперечных срезов.

Сравнительный метод.

Универсальный, широко употребимый метод, который первоначально использовался для изучения филогенеза и онтогенеза поведения и психической деятельности. Применяется сегодня в различных областях психологии: общей психологии, этнопсихологии, медицинской психологии, возрастной психологии.

В последнем случае сравнительный метод может выступать в таком варианте, как метод поперечных срезов, позволяющий проводить сравнительно-возрастные исследования (например, работы Ж.Пиаже в области генезиса мышления, работы Б.Г.Ананьева по изучению константности восприятия как индикатора индивидуального развития в разные периоды жизни).

Его реализация требует построения схемы сравнения на основе выделения «зависимой переменной» или переменных, на основе операционализации предмета исследования, и разделения сравниваемых групп на основе независимой переменной (пол, возраст, индивидные, социальные, психологические характеристики). Кроме того, группы должны выравниваться по внешним переменным, например, таким как экономический, образовательный, семейный статус и пр. Без такого выравнивания внешние переменные должны потенциально считаться факторами, влияющими на выявленные различия зависимой переменной, то-есть подменяющими цель исследования. Определение статистической достоверности различий значений зависимой переменной в сравниваемых группах производится с помощью статистических критериев, расчет которых с помощью компьютера не вызывает сегодня проблем [ ].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: