Сферы производства симулякров знаний

Проблема производства симулякров в российском образовании - в значительной степени "белое пятно". Это объясняется тем, что здесь наблюдается своего рода "пре-

2 В более развернутой форме это тенденция "дефектной социализации молодежи" характеризуется следующим образом: "Российский вуз сегодня - не храм и не место передачи высокой культуры, а рутинное учреждение по натаскиванию студентов для получения "корочек". Жизнь мыслится молодыми людьми как не зависящий от знаний поток, как то, что не имеет отношения к обесцененным, ходульным шаблонам и умениям, выносимым молодежью из вуза. Значительная часть студентов (около 40 - 45% по разным замерам) уже в вузах знает, что они будут работать по другой специальности и в другой сфере, а это означает снижение потолка запросов и требований как к преподаванию, так и к собственной учебе..." [Гудков, Дубин, Зоркая 2011], с. 14 - 15].

стр. 33

ступление без жертв": и те, кто желают получить диплом, не подкрепленный знаниями, и те, кто помогают желающим получить такие дипломы, видят в имитации институтов образования возможность удовлетворить свои потребности.

Ущерб несут "третьи лица" - те, кто не являются ни продавцами, ни покупателями символов несуществующих знаний. Это работники, имеющие равные (или даже более высокие) основания занимать те рабочие места, от которых их оттесняют обладатели симулякров знаний. "Третьими лицами" могут стать и потребители, несущие ущерб из-за того, что производством продукции для них занимаются не те, кто больше знают и умеют, а те, кто приобрели "крутые корочки". Но если в общеизвестных примерах "преступлений без жертв" (как, например, торговле наркотиками) связь ущерба "третьим лицам" с производством вредных "благ" очевидна, то имитация образования часто не оставляет "улик".

Сталкиваясь с непрофессионализмом лица с якобы высоким образованием, потребитель не знает, стало ли это результатом недостатков системы образования ("человек учился, но не доучился") или имитации образования как такового ("человек делал вид, что учился"). О проблеме производства симулякров знаний в системе образования все что-то знают, но точных сведений ни у кого нет. Тем не менее в первом приближении можно выделить две основные сферы этого производства:

1) производство мнимых диссертаций в системе послевузовского образования;

2) производство мнимых квалификационных работ в системе высшего профессионального образования.

Проблема симуляции диссертационных защит давно уже привлекла внимание как научной общественности (см., например, [Балацкий 2005; Скобликов 2013; Osipian 2012]), так и контролирующих органов. Например, в 2012 г. фонд "Историческая память" обвинил в диссертационном плагиате губернатора Кировской области. В начале 2013 г. произошла скандальная отмена нескольких диссертационных защит (в числе "липовых" диссертантов были, например, глава управы столичного района Замоскворечье и начальник аппарата уполномоченного по правам человека по Астраханской области). В середине того же 2013 г. по "непонятным" причинам губернатор Ивановской области снял с защиты уже принятую диссертационным советом к рассмотрению свою докторскую диссертацию.

Эти и другие факты (в частности, ставшие известными широкой общественности благодаря деятельности сообщества "Диссернет") привели к тому, что Высшая аттестационная комиссия была вынуждена инициировать обсуждение запрета на защиту диссертации тем, кто находятся на государственной службе, подразумевая в первую очередь именно "начальников". Руководитель ВАКа В. Филиппов справедливо отметил: "...сейчас в обществе есть понимание проблемы, что на защиту диссертаций выходят бизнесмены, которые их просто покупают, и достаточно большое количество чиновников, которые защищают диссертации, потому что им это нужно" [Панов 2013]3. Высказывалась оценка, согласно которой примерно каждая третья или четвертая из защищаемых диссертаций - это заказные работы, написанные по заказу диссертанта сторонними людьми за деньги [Симакин 2006].

В то же время нельзя не отметить, что сообщения СМИ о "липовых" диссертациях "больших начальников" отвлекают внимание от менее сенсационной, но отнюдь не менее важной проблемы "липовых" дипломов нечиновных граждан, имитирующих получение образования в различных видах заочного (дистанционного) или вечернего обучения. Если в получении симулякров диссертационных дипломов заинтересованы в основном представители элиты, то круг заинтересованных в получении симулякров дипломов о высшем и дополнительном профессиональном образовании очень велик.

3 Следует отмстить, что скандалы с диссертационным плагиатом у высокопоставленных чиновников бывают даже в развитых странах. В этой связи можно сослаться, например, на скандал с министром обороны Германии в 2012 г., когда уличенный в списывании автор докторской диссертации оказался вынужден отказаться от степени и уйти в отставку.

стр. 34

О масштабах спроса на рынке подобных услуг можно судить по следующим данным. В 2009 г. Левада-Центр в ходе репрезентативного опроса городской молодежи установил, что только 32% тех, кто учатся или учились в вузе, замечал в своих сотоварищах по вузу стремление к качественному образованию, зато 56% полагали, что "главное для их коллег - просто получить диплом как таковой" [Дубин 2010, с. 43]. Можно предположить, что среди учащихся системы дополнительного образования, а это, как правило, люди, имеющие жизненный опыт и знакомые с практической полезностью знаний, доля стремящихся получить симулякры знаний будет ниже, чем у учащихся вузов. Однако тезис о практической полезности знаний в современных российских условиях отнюдь не аксиоматичен, и мы вернемся к этому вопросу чуть позже.

Как видят эту ситуацию рядовые граждане, можно узнать, например, из следующей реплики в Интернете по поводу статьи о том, что "коррупция в образовании обесценила российские дипломы": "Многие фирмы сейчас при приеме на работу требуют ВО [высшее образование], поэтому 80% учится ради корочки, а не ради самого образования и знаний. Все знают, что друзья, знакомые помогут с трудоустройством ребенка, но надо ВО, поэтому их тупо запихивают на заочное отделение какого-нибудь сельскохозяйственного вуза, платят (покупают) оценки, а чадо идет (с гордым видом) работать менеджером и торгует парфюмерией" [Коррупция... 2012].

В Интернете легко можно найти и "бесхитростные" рекламные объявления тех, кто за "умеренную плату" готовы помочь желающим иметь "корочки", а не знания4. Покупка диплома, конечно, далеко не всегда принимает откровенные формы обмена денег на диплом в конце концов, подделка дипломов - уголовное преступление. Гораздо чаще наблюдаются более "мягкие" формы этого явления.

Те потребители, которые хотят получить, прежде всего, документ об образовании, а не реальные знания и профессиональные навыки, образуют особый сегмент на рынке образовательных услуг. На обслуживание именно этого сегмента работают образовательные центры с простодушно-завлекательными названиями типа "Карьера..." или "Образование...". Эти центры сочетают дешевизну услуг с их низким качеством: учебные программы неадекватны заявленному содержанию, аттестация по окончанию курса формальна (то есть глубина и качество усвоенного материала не контролируются). Интересно, что дешевыми услугами подобных производителей симулякров пользуются не только работники-"корочкоискатели", но и "скупые работодатели", у которых есть потребность или желание организовать "повышение квалификации" своему персоналу [Галицкий, Левин 2005].

Относительное безразличие работодателей к реальному содержанию образования их работников может в принципе иметь рациональный смысл. В современной литературе о проблемах профессионального образования отмечается, что очень часто "работодатель никаких особых знаний от работника не требует". От него требуются "не знания, а способность их усвоить", поскольку прикладные знания "работодатель предоставит работнику сам, посредством системы внутрифирменного обучения" [ Ду-

4 Вот один из ярких примеров подобного рода: "Вам очень хочется получить диплом бакалавра, а вот со временем туговато, от 4 до 6 лет тратить на учебу не совсем хочется, а без диплома хорошую работу не получишь. Многие сейчас покупают дипломы, но некоторые не очень качественно сделаны, у нас все делается на высшем уровне. Наши специалисты делают все, как положено, с мокрой печатью и оформлением всего необходимого. В наше время молодым людям не стоит тратить время на просиживание пар, на изучение кип учебников, сдачу экзаменов и зачетов, их пересдачу, трату нервов, преодолевать все препятствия, которые настроили бюрократы, а лучше проведите это время с пользой для себя, потратьте время на прогулки и друзей. За учебное время вы потратите в 3 - 5 раз больше средств, чем при покупке готового диплома. И если купите диплом у нас, то вы будете довольны качеством и стоимостью, да и сроки его получения вас приятно удивят. Если вам нужно строить карьеру, то лучше не упускайте этот шанс. Купив диплом бакалавра, вы сэкономите время, деньги, нервы и получите возможность идти по карьерной лестнице вверх, уже сейчас, а не тогда, когда вам скажут, что вы уже вышли с возраста, когда можно начинать карьеру". Это объявление на главной странице сервера с красноречиво-завлекающим названием "Настоящие дипломы" (http://www.diplom-original.com/index.php?option=comcontcnt&view=articlc&layout=cdit& id=7).

стр. 35

бин, Гудков, Левинсон, Леонова, Стучевская 2004, с. 30]. Однако замена со стороны работодателя спроса на знания "спросом на образованность" не отменяет проблемы симулякров. Только тогда надо вести речь скорее о симулякрах навыков получения знаний, чем о симулякрах знаний как таковых.

Приобретение символов знаний без самих знаний всегда связано с коррупцией в тех или иных формах. Представителям элиты престижные "корочки" могут давать "из уважения"5, в то время как представители неэлитных групп за не подтвержденные реальными знаниями "корочки" обычно вынуждены платить. Во время общероссийского социологического опроса по репрезентативной выборке, организованного Фондом "Общественное мнение", было обнаружено, в частности, что коррупционные расходы москвичей в институтах и на курсах повышения квалификации для взрослых в 2003/2004 учебном году составляли 60% от общих расходов семей на данный вид образования - это самый высокий уровень коррупционной составляющей по всем видам образования [Галицкий, Левин 2005, с. 310].

На курсах профессиональной подготовки, переподготовки и в бизнес-школах уровень коррупционных расходов у немосквичей тоже оказался довольно высоким - примерно 30% от общих расходов семей на данный вид образования. На основе этих оценок авторы исследования сделали правомерный вывод: "...данные показывают, что практика покупок свидетельств о прохождении переподготовки, о которой приходится слышать время от времени, действительно широко распространена" [Галицкий, Левин 2005, с. 311]. Парадокс в том, что при оплате работы учебных центров, производящих симулякры знаний, коррупционными расходами фактически становится абсолютно легальная плата за обучение (которого на самом деле не было).




double arrow
Сейчас читают про: