Социальные последствия производства симулякров знаний

Система непрерывного образования, работающая на производство знаний, может в принципе как усиливать социальное неравенство (при нарушении эгалитарных принципов доступа к образованию), так и ослаблять его (при соблюдении этих принципов). Выполнение системой непрерывного образования функции обеспечения элиты символами знаний работает только на усиление социальной дифференциации независимо от того, платным или бесплатным является процесс обеспечения "начальников" символическими благами. Получение неэлитными учащимися символов знаний, не подкрепленных знаниями, тоже будет работать на рост социального неравенства.

Конечно, размер "нормальных" взяток преподавателям обычно не запретительно высок даже для небогатых учащихся. Однако когда владельцы суррогатных дипломов начнут работать, то не смогут подкрепить свой диплом более высокой производительностью и вряд ли добьются высокой оплаты. Самое главное, широкое распространение "покупки" дипломов ведет к их девальвации. В результате этого отрицательного экстернального эффекта те люди, чьи дипломы соответствуют их знаниям, будут вынуждены уменьшить уровень своих притязаний. В частности, опрос российских работодателей в середине 2000-х гг. зафиксировал, что "уровень образования занимает последнее место среди характеристик, учитываемых при приеме на работу: в качестве главного достоинства нанимаемого его указали лишь 15% респондентов" [Требования... 2006 с. 60]. В любом случае подмена производства знаний производством их симулякров ведет к падению экономической эффективности6.

5 Не касаясь свежих примеров диссертационных защит представителей постсоветских элит, сошлемся лишь на исторический казус: последняя российская императрица Александра Федоровна, будучи еще принцессой Алисой, посещала лекции в Гейдельбергском университете, где получила диплом бакалавра философии; се последующая судьба (в частности, аномальное увлечение мистицизмом) убедительно показывает, что супруга Николая II получила скорее симулякр философских знаний, чем реальные знания.

6 Это проявляется не только в торможении роста производительности труда, но и во "взяткообучении" [ Галицкий 2008].

стр. 36

Таблица

Дифференциация учащихся по социальному статусу и целям образования

Социальный статус Цели образования
Мотивация получения знаний ("искатели знаний") Мотивация получения симулякров знаний ("корочкоискатели")
Представители элиты "Образцовые джентльмены" "Золотая молодежь" и "большие начальники"
Представители неэлиты "Способные выскочки" "Бездарные проходимцы"

Производство знаний/навыков и производство симулякров знаний соотносятся как официальная и теневая (коррупционная) деятельность образовательной системы7. Сосуществование двух данных видов деятельности в системах догоняющего и дополнительного образования не может не деформировать систему образования как таковую. Преподаватели, вовлеченные в процесс производства симулякров, привыкают симулировать учебный процесс, постепенно теряя способность передавать знания и навыки тем учащимся, которые хотят их получить.

Таким образом, анализ взаимовлияния систем образования для взрослых и социальной дифференциации в современной России должен обязательно учитывать, в каких пропорциях в этих системах присутствуют четыре группы учащихся (см. табл.) с разным социальным статусом и с различной мотивацией. С некоторой долей условности можно выделить четыре качественно различные группы учащихся:

- "образцовые джентльмены" - представители элиты, ориентированные на получение глубоких знаний; становясь высококвалифицированными специалистами, они выступают как "столпы общества";

- "способные выскочки" - выходцы из неэлитных слоев, мотивированные на получение знаний, поскольку считают карьеру высококвалифицированного специалиста главным способом "выбиться в люди";

- "золотая молодежь" и "большие начальники" - представители элиты, которые убеждены в возможности добиться жизненного успеха без особых знаний (за счет личных связей и/или унаследованного богатства), а потому ориентированные на получение симулякров знаний;

- "бездарные проходимцы" - выходцы из неэлитных слоев, планирующие делать карьеру не за счет знаний, а иными методами (личной преданности, "подсиживания" коллег, сексуальных связей и т.д.), и потому нуждающиеся в симулякрах знаний как "пропуске" в нужную им социальную среду.

В идеальном информационном/постиндустриальном обществе категории учащихся, ориентированных на получение симулякров знаний, должны отсутствовать "как класс". При этом соотношение категорий "образцовых джентльменов" и "способных выскочек" должно быть для догоняющего образования значительно ниже, чем соотношение элитных и неэлитных групп в населении (поскольку догоняющее образование предназначено прежде всего для помощи социально приниженным слоям), а для дополнительного образования - примерно равным соотношению элитных и неэлитных социальных групп. Если же мотивация на получение знаний уступает мотивации на получение их симулякров, то общество обречено на застой.

7 Об этих аспектах коррупции в системе высшего образования см. прежде всего работы украинского специалиста по экономике образования А. Осипяна [Осипян 2007; Осипян 2010].

стр. 37


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: