Перспективы симулякризации образования

В заключение попробуем спрогнозировать некоторые будущие тенденции развития в России производства симулякров образования. Прежде всего следует обратить внимание на переполнение рынка образовательных услуг большим количеством случайных игроков, которые готовы вложить относительно небольшие суммы в образовательный интернет-проект. Подобно тому, как сейчас во многих вузах вошло в моду получение диплома по второй специальности, можно спрогнозировать, что вскоре точно так же войдет в моду коллекционирование дипломов. Человек, имеющий пять дипломов, будет ощущать себя успешнее, чем тот, у которого их пока только три. За примерами далеко ходить не надо: сейчас в России наблюдается мода на кандидатские и докторские дипломы среди людей, не имеющих к науке никакого отношения.

Развитие дистанционных (через Интернет) форм образования может стать катализатором этого процесса. Поскольку в случае интернет-образования спрос определяется самими студентами и взрослыми учащимися, то государство вряд ли сможет эффективно контролировать этот процесс10. Лицензирование и аккредитация - единственные формы государственного контроля в сфере образования - имеют очень ограниченную область применения, а в рыночных условиях почти не работают, поскольку здесь включаются экономические факторы. В качестве примера можно обратить внимание на корпоративное образование, где содержание программ определяет исключительно работодатель, исходя из своих потребностей и особенностей профессиональной деятельности.

Таким образом, есть реальная опасность появления "избыточной квалификации" в социально-значимых (в негативном смысле) размерах. Это значит, что либо рынок труда не сможет обеспечить владельцев всех этих дипломов соответствующими их квалификации рабочими местами, либо обладатели "лишних" дипломов просто станут слишком дорогими для работодателей.

Данная ситуация имеет прямое отношение к проводимой кампании по закрытию "неэффективных" вузов. По сути, речь идет о снижении накала конкурентной борьбы

10 Сейчас, например, в России работодатель может в соответствии с законом признавать диплом о дополнительном образовании, если продолжительность курса составила не менее 72 часов.

стр. 39

в сфере образовательных проектов. Действительно, несколько сотен небольших вузов, арендующих площади и располагающих небольшим штатом преподавателей, значительная часть которых - совместители (в том числе, без ученых степеней и званий), довольно эффективно конкурируют с крупными государственными вузами на рынке дешевых образовательных услуг. Обучение в таком вузе по первой специальности стоит от пяти тысяч руб. в месяц, вторая специальность "продается" еще дешевле. В этих условиях борьба за студентов достигла своего апогея, когда всякий ректор думает только об одном - как обеспечить набор на следующий учебный год.

Эти "неэффективные", а по сути - малозатратные (дешевые) вузы, которых пытаются устранить более сильные конкуренты, вынуждены искать новые формы и, отчасти потому что у них нет своих площадей, развивать именно дистанционное образование. Такие малые вузы (не все, конечно, но самые предприимчивые) могут стать пионерами дистанционного образования, если будут использовать уже разработанные курсы известных профессоров. Пока у нас крупные университеты еще не установили копирайт на программы ведущих профессоров, последние могут поставить свое имя под любой из программ дистанционного образования, получить свой разовый (но "хороший") гонорар и оставить программу для использования такому "неэффективному" университету. Экономическая отдача от подобных проектов, можно не сомневаться, будет достаточно высокой.

Очевидно, что организованное так массовое (доступное в широких масштабах за символическую плату) образование принципиально не может быть высокого качества. Тем не менее оно станет предметом купли-продажи, поскольку именно на такое образование есть как спрос, так и предложение.

Массовизация симулякров образования есть одна из проекций имитации модернизации общества в целом. Спрос на симулякры будет сокращаться, только если производству будут действительно нужны креативные и знающие специалисты, а не просто исполнительные работники.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Андреев А. Л. (2014) Образование и образованность в социальной истории России. М.: ВГИК.

Балацкий Е. В. (2005) "Диссертационная ловушка" // Свободная мысль XXI. N 2. С. 92 - 104.

Боревская Н. Е. (2005) Система императорских экзаменов в Китае // Педагогика. N 10. С. 78 - 90.

Галицкий Е. Б. (2008) Взяткообучение и его социальные последствия // Вопросы образования. N 3. С. 105 - 118.

Галицкий Е. Б., Левин М. И. (2005) Затраты домохозяйств на образование детей и взрослых (По результатам третьей волны мониторинга "Экономика образования") // Вопросы образования. N 2. С. 297 - 313.

Гришин А. (2013) В Дагестане прикроют "будки для выдачи дипломов" // Комсомольская правда. 26 октября.

Гудков Л. Д., Дубин Б. В., Зоркая Н. А. (2011) Молодежь России. М.: Московская школа политических исследований.

Дубин Б. (2010) Качество или диплом? // Pro et Contra. N 3 (49). С. 55 - 67.

Дубин Б. В., Гудков Л. Д., Левинсон А. Г., Леонова А. С., Стучевская О. И. (2004) Доступность высшего образования: социальные и институциональные аспекты // Доступность высшего образования в России. М.: Независимый институт социальной политики.

"Коррупция в образовании обесценила российские дипломы" (2012) (http://newsland.com/ news/detail/id/439610/).

Осипян А. (2007) Коррупция в высшем образовании: США, Россия, Великобритания // MPRA Paper 20215. University Library of Munich (http://mpra.ub.uni-muenchen.de/20215/1/MPRA_paper_20215.pdf).

Осипян А. Л. (2010) Коррупция в последипломном образовании // Terra Economicus. Т. 8. N 3. С. 48 63 (http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/27/1214821716/journal8.3-6.pdf).

стр. 40

Панов П. (2013) ВАК и Минобрнауки закроют чиновникам и депутатам путь в доктора // Известия. 2013. 20 февраля (http://izvestia.ru/news/545241).

Сидихменов В. Я. (2000) Китай: страницы прошлого. Смоленск: Русич.

Симакин Д. (2006) Доктора невидимого фронта. Почти треть защищенных в последние годы диссертаций написана за деньги // Независимая газета. 24 марта (http://maxpark.com/community/4057/content/1393144).

Скобликов П. А. (2013) Бизнес на диссертациях в терминах и понятиях // Криминология. N 1. С. 65 - 75.

Требования работодателей к системе профессионального образования (2006). Под ред. Т. Л. Клячко, Г. А. Красновой. М.: МАКС Пресс.

Osipian A. (2012) Economics of Corruption in Doctoral Education: the Dissertations Market // Economics of Education Review. Vol. 31. Issue 1. P. 76 - 83.

Non-formal "rules of game" in education: simulation activities, simulacra and knowledge brokers

J. LATOV*, G. KLYUCHARYOV**

Latov Jurii professor, chair of national and regional economics, G.V. Plckhanov Russian Economics University. Address: 36, Strcmyannoi per., Moscow, 117997, Russian Federation. E-mail: latov@mail.ru.

** Klyucharyov Grigory - professor and director of the Centre of Sociology of Education, Science and Culture, Institute of Sociology, Russian Academy of Science. Address: 24/35, hous. 5, Krzhizhanovskogo str., Moscow, 117218, Russian Federation. E-mail: kliucharev@mail.ru.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: