Одним из основных понятий безопасности труда является несчастный случай. Он ведет к повреждению организма в результате воздействия производственного фактора или собственного опасного поведения. Ситуацию, в которой создается достаточно большая возможность возникновения несчастного случая, принято называть опасной, или аварийной. Авария означает повреждение, ущерб и поэтому может применяться к любым видам телесных и материальных повреждений, с техническими нарушениями и их последствиями. Когда же авария влечет за собой телесные повреждения людей, приходится говорить о связанных с ней несчастных случаях. Психологический аспект несчастного случая заключается в том, что несчастный случай возникает против желания человека. Случайное стечение обстоятельств служит фактической причиной несчастного случая. Если же нарушения в работе техники приводят к несчастным случаям, вызывающим гибель, подобное событие квалифицируется уже как катастрофа. Катастрофа — уничтожение, гибель внезапное бедствие, влекущее за собой тяжелые последствия.
|
|
К. К. Платонов определяет аварийную ситуацию как осложнение условий трудовой деятельности, которое делает невозможным ее выполнение по ранее намеченному плану ввиду угрозы аварии.
Почти все аварии происходят по объективным и субъективным в основном по трем причинам:
1) из-за несовершенства или поломок техники;
2) по вине человека;
3) из-за неожиданных, еще недостаточно изученных стихийных причин (землетрясения, цунами и т. д.).
Психология безопасности труда изучает психологические причины несчастных случаев, аварий и катастроф, возникающих в процессе труда, и пути использования психологических знаний для повышения безопасности человека.
Объектом изучения психологии безопасности труда являются разные виды предметной деятельности человека, связанные с опасностью.
К предмету изучения психологии безопасности труда можно отнести психологические процессы, свойства, состояния и прочие психические явления, оказывающие влияние на безопасность деятельности.
Среди различных работ, выполняемых на производстве, у нас в стране специально выделяются работы и целые профессии повышенной опасности. Подобное деление производится в расчете на исправную работу техники и обычные нормальные условия, и организацию труда. При нарушениях в указанных сферах может возникнуть дополнительная производственная опасность, которая превращает обычную работу в опасную.
Разделяя работы на категории высокой и невысокой опасности, следует отметить, что несчастные случаи, как показывает опыт, чаще всего возникают при работах с невысокой опасностью. Это объясняется рядом причин. Во-первых, к работам с повышенной опасностью допускаются лишь лица, прошедшие специальную дополнительную подготовку по технике безопасности. Во-вторых, на таких работах используется более совершенная техника безопасности. В-третьих, опасных работ значительно меньше, чем обычных. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), высокая цена ошибки на работе с повышенной опасностью обусловливает более серьезное отношение рабочего к ее выполнению. Несчастные случаи возникают чаще всего при работах без повышенной производственной опасности, в связи с чем этой наиболее массовой категории работ следует уделять не меньше внимания, чем работам с повышенной опасностью.
|
|
Методы исследования и анализа несчастных случаев и аварий по концепции Дана Петерсона, который включает пять принципов.
1. Принцип отношения к предпосылкам аварии.
2. Выявление цепи повторяющихся событий.
3. Выявление причинных факторов происшествий.
4. Принцип добровольного информирования.
5. Принцип пропаганды безопасности.
В изучении несчастных случаев и аварий в психологии используются следующие методы: статистический, моделирования, клинический.
Статистический метод основан на выявлении статистических связей частоты происшествий и длительности работы.
Метод моделирования предполагает воспроизведение профессиональной задачи в лабораторных условиях, когда психика испытуемого, выполняющего экспериментальное задание, предположительно будет работать в том же режиме и с теми же качественными особенностями, что и в реальной исследуемой трудовой ситуации
Клинический метод в изучении производственных аварий и несчастных случаев предполагает всестороннее обследование происшествия, реконструкцию событий жизни людей, причастных к происшествию, особенностей их личности, характера, состояния здоровья, уровень квалификации.
Контрольные вопросы и задания
1. Определите различия в понимании терминов «безопасность» и «безаварийность».
2. Какие задачи в сфере трудовой деятельности решает система безопасности труда?
3. Назовите принципы конструирования стационарных средств защиты.
4. Охарактеризуйте подструктуру «система безопасности труда»
5. В терминологическом словаре необходимо раскрыть содержание понятий: несчастный случай; производственная авария; аварийная ситуация.